Студенчество представляет собой мобильную социальную группу, целью которой считается подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, следовательно, студент представляет собой лицо, зачисленного приказом ректора для освоения образовательной программы высшего учебного заведения. В процессе подготовки к профессии, как указывают многие исследователи, у студента развивается профессиональная направленность.
Проблему профессиональной направленности студенческой молодежи исследовали такие ученые, как Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, Н.П. Маркова, Л.П. Кудрявцева А.П. Акимова, Л.М. Митина, А. Ковалев, Н.А. Исаев, Ю.А. Кореляков, И.В. Морозова, В.И. Попова, А.Г. Гайбайдулина, Г.Н. Дьяченко и т.д.
Изучив разные подходы исследователей к направленности, необходимо сделать общий вывод о том, что такое направленность. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, интересов, тенденций, установок и идеалов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, в основании направленности расположены потребности, где они выступают в виде источника активности личности.
Cуществуют различные условия развития профессиональной направленности: изучение предметов психолого-педагогического цикла; педагогическая практика; развитие мотивации у студентов, посредством тренингов и упражнений; создание интереса к будущей профессии, посредством ролевых игр; развитие у студентов профессионально-значимых качеств, посредством беседы и ролевых игр; включение самоконтроля и взаимоконтроля студентов в учебный процесс. Профессиональная направленность представляет собой то, что дает ключ к становлению компетентности. В том случае, когда данные виды профессиональной направленности сформированы, данное обстоятельство свидетельствует о том, что у личности имеется определенный ресурс достижения высокого уровня компетентности в различном виде деятельности, который представляет особый ресурс и как его сформировать является главной проблемой «компетентностного подхода».
В 2011 году я проводила исследование у студентов 1 курса факультета татарской и сопоставительной филологии (ФТиСФ) в количестве 30 человек. По результатам тестирования у студентов ФТиСФ высокий уровень профессиональной направленности имели 43 %. У данных студентов профессиональная направленность четко выражена. Средний уровень имели 47 % студентов ФТиСФ. У данных студентов профессиональная направленность выражена недостаточно. Данные студенты нуждаются в серьезной коррекции их отношения к выбранной профессии, это могут быть мероприятия, вовлечение в различные виды деятельности в учебное время, что поможет изменить отношение к будущей специальности. Низкий уровень профессиональной направленности имели 10 % студентов ФТиСФ. У данных студентов профессиональная направленность не выражена. В нашей анкете были заданы такие вопросы как: нравиться ли вам избранная профессия, какое удовлетворение доставляют вам занятия по овладению специальностью, хорошо ли вы знаете собственные способности ? выполнению работы по специальности и т.д. В этом году я провела повторное тестирование у этих же студентов, которые являются уже выпускниками института. Высокий уровень профессиональной направленности имели 60 % студентов ФТиСФ, и лишь 40 % – средний уровень. Низкий уровень профессиональной направленности не был выявлен.
Таким образом, можно сказать, что в течение 5 лет уровень профессиональной направленности вырос, что в процессе обучения в вузе профессиональная направленность меняется.