Сегодня общечеловеческие ценности являются предметом различных гуманитарных исследований: социологических, психологических, лингвокультурологических, психолингвистических. Их изучение особенно актуально у молодежи, подростков и юношей, стоящих на пороге взрослой жизни в наше довольно непростое общественно-историческое время.
В разных гуманитарных предметах понятие «ценность» трактуется неодинаково. Ценностные ориентации, по оценке В.Г. Алексеевой, представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей, форму функционирования ценностей, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека [1].
Любое явление находит свое отражение в языке, в том числе и ценности. Лексическая оболочка языка представляют собой форму языкового сознания как «совокупности образов сознания, формируемых и объясняемых при помощи языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [6]. Данный феномен отражается в речи и образует структуру обыденного сознания той или иной социальной группы людей, обладающей своими ментальными характеристиками.
Следовательно, изучение ценностных ориентаций через их словесное обозначение, сделанное самими респондентами, может особенно точно указать на потребности, мотивы, ожидания в обществе современных подростков.
Целью нашего исследования было изучение ценностных ориентаций подростков, проживающих в городской и сельской местности, выявленных на уровне обыденного сознания через словесные ассоциации.
Выборку испытуемых составили подростки разных возрастных групп (от 13 до 16 лет), учащиеся школ, лицеев и гимназий города Н.Новгорода и Нижегородской области. Всего в исследовании приняли участие 137 человек. Из них городских школьников 67 человека, сельских школьников 70.
Ведущим методом исследования был ассоциативный эксперимент, воплощенный в проективной методике «Праздник». Ассоциативный эксперимент – это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте [2].
Респондентам был предложен список, в котором перечислялись месяцы календарного года, и ставилась задача придумать к каждому месяцу праздник, который с ним ассоциируется. Причем, это должен быть именно выдуманный праздник, тот которого нет на самом деле. Названия, дублирующие реальные праздники, отбраковывались. Всего было собранно и проанализировано 1352 дефиниций – названий праздников.
Обработка ассоциаций праздников осуществлялась с помощью процедур контент-анализа – качественно-количественного подсчета полученных данных. В качестве критериев выделения семантических групппослужила типология, предложенная Б.И. Додоновым в его ценностной теории эмоций [4]. Б.И. Додонов выделяет 10 групп ценностей-эмоций: альтруистическая, коммуникативная, глорическая, практическая, романтическая, пуническая, аквизитивная, гедонистическая, гностическая, эстетическая, охватывающие разные стороны жизни человека.
Сделав количественный анализ и распределив названные праздники по ценностным направлениям, мы получили представление о характере доминирующих ценностных позиций в группах подростков, разных по возрасту и месту проживания. Полученные данные представим на рисунке.
Рис. 1. Ценностные ориентации подростков города и сельской местности: 1 – альтруистическая; 2 – коммуникативная; 3 – глорическая; 4 – практическая; 5 – романтическая; 6 – пуническая; 7 – аквизитивная; 8 – гедонистическая; 9 – гностическая; 10 – эстетическая
Как видно из рисунка, наибольший разрыв в значениях оказался в коммуникативной направленности школьников. В два раза больше данная ценность имеет значения для подростков сельской местности и составляет 40 %. В таком же соотношении находится практическая ценностная ориентация. Старшеклассники, обучающиеся вне города, больше приспособлены к труду и работе, показатели этой позиции составляют 11 %.
В ценностных ориентациях городских школьников наивысшее значение (26,5 %) принадлежит гедонистической ценности. Когда как у другой группы подростков данный показатель не превышает 15 %. В современном мире главенствует тенденция «потребления» или «удовольствия» и школьники города оказались подвержены этому влиянию. По мнению ученых, ранее «потребление было средством для достижения цели, т. е. счастья. Теперь оно превратилось в самоцель» [5, с.181]. Возможно, именно в этом и скрывается причина расхождений в показателях по практической ценности. Школьники сельской местности не так сильно ориентированы на получение богатств, удовлетворения своих потребностей в удовольствиях, поэтому к работе они относятся более реально и не ждут больших результатов и достижений сразу. Для них все также труд остается возможностью самореализации в какой-либо деятельности.
Данные контент-анализа, представленные в таблице, подтверждают вышесказанные позиции. Так у старшеклассников городских школ на первом месте гедонистическая ценность, проявляющаяся в праздниках, включающих в свое название элементы еды, блюд, сладостей и прочего («тортландия», «конфетный дождь», «день обжирания вкусностями»). Данная категория также присутствует у школьников сельских школ, но только на седьмом месте. На первом месте стоит категория общения, что и подтверждается количественным анализом.
Заметим, что не все праздники были учтены в анализе. Так, например, у старшеклассников сельской местности присутствуют такие наименования праздников: «днюха», «день рождение Сашек», «ДР» и пр. Данный способ говорит с одной стороны, о подростковом самоутверждении, а с другой- свидетельствует об ограниченности, примитивности мышления определенной категории детей. Подобное явление у городских ребят наблюдается с названием праздников, семантически связанных с каникулами («начало каникул» «царство каникул»), но и в данной группе количество данных дефиниций в 2 раза меньше, чем у подростков сельской местности.
Семантическое наполнение праздников
Школьники сельской местности |
Школьники города |
||
смех/веселье/общение |
6 % |
сладости/еда |
15 % |
цветы/зелень |
5,50 % |
смех/веселье/общение |
5,50 % |
игры/коньки |
5 % |
учеба/школа |
4,70 % |
снег |
5 % |
отдых/удовольствия |
4,50 % |
учеба/школа |
4,60 % |
игры/коньки |
4 % |
сладости/еда |
3,80 % |
имена/поклонение |
3,70 % |
первый снег |
3,40 % |
виды деятельности |
3,50 % |
природа/ночь |
3,10 % |
животные |
3,50 % |
любовь/поцелуи |
3,10 % |
природа/ночь |
3 % |
Интересно, что в выборке городских школьников появляется новая позиция – имена/поклонение. В нее вошли праздники, которые содержали в себе только глорическую направленность: «Поклонение Зевсу», «Джон Локк», «Торжество России», «селфи» и т.д. Для подростков сельской местности также характерно проявление данной ценности в чистом виде, не соединяясь с другой, хоть и в меньшем проявлении (0,8 %). Но глорическая ценность для данных респондентов связана с семантическим значением траура, памяти, а не восхваления и почетания.
Таким образом, наблюдается выраженная динамика в ценностных позициях подростков, произошедшая в последнее время. В городской местности подростки сильнее подвержены манипуляциям со стороны различных социальных групп. Но тенденция к глобализации, которая проявляется не только в масштабах стран, исключит различия между сельскими и городскими школами. И то, в какую сторону будут происходить изменения ценностных ориентаций подростков зависит только от тех установок, которые мы заложим в воспитание наших детей.