Актуальность исследования проблемы формирования учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает в качестве основных требований сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию [7]. В этой связи важное значение имеет образовательная среда, окружающая ученика. Поэтому педагогу важно продумать условия её организации.
Заметим, что исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова [4], Н.В. Афанасьева [1], М.В. Матюхина [5], Л.П. Кичатинов [3] и многие др.
Различные аспекты создания и функционирования образовательной среды рассматривали В.И. Слободчиков [6], В.А. Ясвин [8], И.А. Баева [2] и др.
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [8]. То есть непосредственно образовательной среда становится только в том случае, если речь идет о личности, направленной на образование. Только тогда предметно-пространственное и социальное окружение наполняется образовательным содержанием. Это наглядно описывает четырехкомпонентная модель В.А. Ясвина, включающая пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты, а также субъектов образовательного процесса [8].
Рассматривая пространственно-предметную составляющую образовательной среды в начальной школе, следует отметить, что её можно разделить на несколько уровней. Охарактеризуем их подробнее.
Первый уровень – классная обстановка:
- дидактические игры;
- информационные стенды, содержащие интересную познавательную информацию для младших школьников. Учащиеся сами могут систематически обновлять стенд с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся;
- уголок природы, в котором размещаются цветы и материал, который будет способствовать формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы);
Второй уровень – внеклассная обстановка:
- школьные коридоры, рекреации, панели, которые должны быть соответствующим образом оборудованы, чтобы нацеливать школьников на обучение;
- библиотека, которая должна привлекать детей как внешней обстановкой, так и культурой обслуживания сотрудников;
- пришкольный участок, включающий стадион, спортивные сооружения, направленные на развитие физических качеств учащихся;
Третий уровень – технический:
- информационные средства, включающие персональные компьютеры, мультимедиапроекторы, экран, интерактивную доску, интернет, и др., позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, привлечь разный дидактический материал, воздействовать на несколько репрезентативных систем, и, соответственно, обеспечить качественно новый уровень дифференциации и индивидуализации обучения.
Итак, создание развивающей во всех ее компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности. Насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней способствуют обогащению чувственно-практического опыта ребенка.
Организуя совместную деятельность с учащимися посредством воспитания активного, неравнодушного, пристрастного отношения к способам их добывания, учитель показывает школьникам перспективы развития их мотивационной сферы [6, c.278].