Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Леворукость относится к числу проблем, интерес к которым остается неизменным на протяжении многих десятилетий. По данным исследователей, в РФ среди учащихся младшего школьного возраста выявлено 13,3 % леворуких мальчиков и 10 % леворуких девочек, причем к подростковому возрасту это количество резко снижается до 4,4 % у мальчиков и 4,1 % у девочек, а к юношескому возрасту остается только 3,5 % леворуких мальчиков и 3,3 % леворуких девочек [1, с.3]. Такая динамика – яркое свидетельство практики переучивания леворуких детей, некогда широко распространённой в советской школе. Вместе с тем в настоящее время учитель начальных классов должен обладать современными знаниями о природе леворукости, чтобы учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учеников [9].

Следует отметить, что данную проблему исследовали многие учёные, а именно: А.А. Капустин [7], С.Ф. Семенов [11], В.А. Айрапетянц [1], А.П. Чуприков [13], В.А. Геодакян [5], М.М. Безруких [3], Т.А. Доброхотова, Н.В. Брагина [6], А.В. Хрянин [12] и др. Рассмотрим подробнее, какие аспекты проблемы были изучены.

В начале XX в. А.А. Капустин [1924], наблюдая детей во время неврологического обследования, обнаружил нарушения умственного развития у большой части леворуких детей, хотя таких детей в группе было всего 0,7 %. Тем не менее, врач констатировал факт, что наличие умственной отсталости свойственно леворуким детям [7]. Несмотря на сомнительную достоверность заявления, на данный вывод достаточно часто ссылались специалисты на протяжении всего советского периода. Учителя даже могли отказаться от обучения леворуких детей, а леворуким абитуриентам отказывали в приёме в педагогические учебные заведения для получения профессии учителя начальных классов.

Спустя полвека, в 60-е годы XX в, С.Ф. Семенов [1965] обратил внимание на слабое развитие пространственной ориентации относительно правой и левой сторон тела у левшей [11].

Спустя ещё двадцать лет исследования А.П. Чуприкова [1987] показали, что дети весом менее одного килограмма в 50 % случаев оказываются леворукими. Также он отметил, что для левшей характерно нарушение сна, отставания в понимании изобразительного и вербального материала, низкая скорость выполнения психомоторных тестов. А.П. Чуприков также отметил, что у леворуких чаще наблюдается эпилепсия, алкоголизм, неврозы, генеалогическое накапливание синдрома Дауна [13].

В 90-е годы XX в. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина [1994] описали особенности психической деятельности и психопатологической симптоматики очаговых поражений головного мозга левшей [6].

Важные результаты были получены В.А. Геодакяном [1997], создавшим новую концепцию эволюционной теории функциональной асимметрии мозга и рук [5].

М.М. Безруких [1998] отметила, что у детей в возрасте от 2-х до 4,5-х лет еще не сформировано предпочтение в выборе руки, а степень мануальной асимметрии нарастает в период от 3-х до 7-и лет [3].

Прикладное значение имеют современные исследования, описывающие специфику методического сопровождения леворуких младших школьников. К примеру, Н.Г. Савкиной [2005] изучались условия, способы и средства осуществления педагогической помощи леворуким детям в процессе формирования у них каллиграфического почерка, трудовых умений и коммуникативных навыков. Ею разработан вариант «Прописей», адаптированный к специфическим особенностям леворуких детей. Их отличает упрощенный шрифт, ориентация на правостороннее представление иллюстрационного и демонстрационного материала, что способствует расширению зрительной зоны и др. [10].

Е.С. Арбузовой [2009] разработана система психолого-педагогических условий, способствующих социальной адаптации леворуких младших школьников общеобразовательной школы, фундаментом которой является образовательная среда, построенная на принципах учета психофизиологии леворуких учащихся, и нацеленная как на развитие необходимых навыков (коммуникативных, графических, зрительно-моторных и др.), так и на установление сотрудничества между педагогами и семьёй в целом [2].

Г.М. Вартапетовой [2002] была разработана психолого-педагогическая технология коррекции нарушений письма у младших школьников, учитывающая специфику латеральной организации сенсомоторных функций [4].

И.В. Мошева изучая межполушарную асимметрию мозга младших школьников, обучающихся по программам развивающего обучения, доказала, что характер динамики полушарного доминирования, приоритетное развитие определенного стиля мышления у младших школьников определяется программой развивающего обучения [8].

О.А. Шелопухо [2006] установлены взаимосвязи между сформированностью зрительно-моторных координаций и трудностями добукварного и букварного этапа овладения письменной речью у леворуких детей. Ею предложена методика психологического сопровождения леворуких детей в подготовительный период обучения письму [14].

Таким образом, с позиций современной науки леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. Учитель должен знать, что переучивать левшу и учить его писать правой рукой – это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и пытаться искусственно её перестроить.