Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE METHODS OF ASSESSMENT INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sivov M.V. 1
1 Volgograd State University
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE METHODS OF ASSESSMENT INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION Sivov M.V. Volgograd State University (Volgograd, University Avenue, 100, Address:. 400062). We need a comprehensive indicator such as innovative potential to identify the level of regions requires. This parameter can help to find the strategy of innovative progress of the region, and also it can help to find out measured administrative decisions of the strategy's fruition. In fact, the main thing is the congruence of such decisions at the regional and federal level. In this time there isn't best practices of identification of innovative potential. That's why we better should study well known and useful expert opinions. Keywords: innovation; innovative potential; analysis; methods; assessment.
innovation; innovative potential; analysis; methods; assessment.

В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инновационного потенциала. Методика анализа инновационного потенциала региона через оценку каждой его составляющей зависит от авторской трактовки понятия «инновационный потенциал», а также определение «структура инновационного потенциала», также каждый подход предполагает использование своей системы показателей, характеризующей различные аспекты инновационного потенциала.

Поэтому предоставляется значимым анализ имеющихся методик оценки инновационного потенциала и формулировка наиболее удовлетворяющей современным требованиям региональной экономики. Нами проведен сравнительный анализ имеющихся в науке методик, результаты которого презентованы в таблице 1.

Таблица 1

Методики исследования инновационного потенциала регионов РФ

Авторы метода/источник

Название метода

Краткая характеристика

Преимущества

Недостатки

В.К. Заусаев, С.П. Быстрицкий, Н.Ю. Криворучко[1]

Комплексная оценка инновационного потенциала региона с использованием ряда показателей, составляющих пять групп

Коэффициенты значимости каждого показателя рассчитаны авторами на основе метода экспертных оценок. Интегральная оценка инновационного потенциала региона получается путём суммирования значений по каждому региону.

1. Авторы использовали метод экспертных оценок, вывели коэффициент значимости каждого показателя

2. Отбирался наилучший показатель, а остальные «взвешивались» с максимальным значением, получая соответствующее значение в долях единицы

1.Для оценки инновационного потенциала не используются показатели состояния и использования основного капитала.

2. Вообще не включены показатели информационно-

коммуникационных технологий.

Т.В. Погодина[2]

Функциональная модель оценки

Оценка инновационного потенциала региона с использованием ряда показателей, составляющих пять групп

Относительная несложность расчётов

1.Используется ограниченный круг показателей.

2. модель сформирована на основе общих закономерностей развития инновационной активности в Приволжском федеральном округе, что вносит неточность при расчёте инновационной активности других российских регионов

О. С. Москвина[3]

 

Методика позволяет с помощью комплекса показателей и их шкалы измерения проследить за развитием инновационного процесса

1.Наглядность полученных результатов

2.Простота расчёта показателей

3.Возможность выявления сильных и слабых сторон ресурсной компоненты инновационного потенциала

Не в?полной мере учитываются специфические особенности развития региона

В.Ю.?Путилина[4]

Рейтинговый анализ

Инновационная активность рассматривается в?качестве результата инновационного развития, фактора устойчивого и?динамичного развития региона

Оценка инновационной активности, как показателя эффективности инновационной деятельности с?учетом данных официальной статистической отчетности

-

В. И. Абрамов[5]

Индексный метод оценки

1.Построение экономико-математической модели ИП инноватора

2.Формирование квалиметрической базы измерения индексов;

3.Постоение моделей оценки идеи инноватора

1.Простота, отсутствие громоздких вычислений

2.База сравнений (нормативы) для показателей;

3.Возможность объективной формализации экспертных оценок

1.Метод не учитывает влияния других составляющих на величину ИП

2.Вероятность получения необъективных оценок экспертов.

Источник: сост. авт.

 

Вышерассмотренные методики имеют свои характерные черты, преимущества и?недостатки. При этом сложность в применение большинства рассмотренных методов оценки инновационного потенциала регионов в?данной ситуации состоит в том, что регионы имеют порой значительные различия в?экономико-социальном развитии, поэтому выходные параметры оценки инновационного потенциала возможно будут не соответствовать параметрам заданной формализованной модели проведения расчетов, также это затрудненно отсутствием информации или же необходимых для оценки показателей.

Как итог, необходимо выработать методический подход, который охватывал бы все входные и?выходные характеристики инновационного потенциала региона с?учетом изменения их во времени и позволял бы оценить потенциал в рамках имеющихся публичных данных, это является основной, самой важной и затруднительной задачей, которой должно уделяться наибольшее внимание.


[1] Заусаев В.К., Быстрицкий С.П., Криворучко И.Ю. Инновационный потенциал восточных регионов России // ЭКО. — 2005. — № 10. — С.40–52.

[2] Погодина Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. — 2004. — № 5. — С. 16–22.

[3] Лапаев, С.П. Система показателей иновационной конкурентоспособности региона // Вестник ОГУ. Серия: Экономика. -2009.-№ 8. – 66 с.

[4] Путилина В.Ю. Альтернативные подходы к измерению инновационной активности в регионе // Журнал «Экономический анализ: теория и практика»,– 2007-№12(93).

[5] Абрамова, В.Ю. Методические подходы к оценке инновационного потенциала // Электронный научный журнал: Известия Иркутской Государственной экономической академии. -2012.-№ 2. – 5 с.