Терроризм относится к числу самых опасных и трудно-прогнозируемых преступных явлений современности. Он обладает огромным деструктивным потенциалом и характеризуется многообразием форм проявлений. Запугивание, деморализация считаются ключевыми особенностями терроризма.
Более того, как указывает Е.Н. Малышева, распространение терроризма несет угрозу гибели всей человеческой цивилизации [8, с. 5]. Поэтому проблема терроризма нуждается в срочном решении и требует для своей реализации совместных усилий всего мирового сообщества, концептуальной перестройки в сознании людей, выработки новой системы ценностных ориентаций.
XX век был ознаменован бурным ростом террористических проявлений во всем мире. Резкие «всплески» террористической активности в 70-80-е годы истекшего столетия характерны как для развитых стран Европы (Италия, ФРГ, Франция, Испания, Великобритания), так и для стран Латинской Америки и других регионов (Израиль, Турция, Индия). В 90-х годах в мире поднялась и до сих пор свирепствует очередная «волна» акций терроризма, захлестнувшая США, Израиль, Югославию, Индию, Турцию, Россию, Афганистан и другие государства мира [10, с. 5].
Таким образом, выйдя за национальные рамки, терроризм приобрел международный характер. Он стал, по мнению М. Жалилова, «эффективным и эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой» [5, с. 281-282].
К особенностям современного терроризма можно отнести:
– расширение географии терроризма;
– расширение круга целей и задач террористических структур («содержание режима», «изгнание», иностранной державы, «атака на империализм» и т.д.);
– возрастание насильственного и разрушительного потенциала терроризма;
– высокоорганизованный характер (собственная инфраструктура, наличие разветвленной сети штаб квартир, опорных пунктов и т.д.);
– воздействие субъектов терроризма практически на все сферы общественных отношений в различных регионах мира;
– резкое увеличение число возможных реальных жертв террористических акций за счет «случайных» [4, с. 170-171];
– активное использование цифровой среды для пропаганды террористической деятельности, вербовки сторонников (особенно среди молодежи), финансирование, планирование и координация террористической деятельности.
Почему люди становятся террористами? Какие меры необходимо предпринять для борьбы с этим разрушительным явлением, ставящим под угрозу безопасность всего человечества?
Причинами терроризма в научной литературе чаще всего называют этнические, религиозные и идеологические конфликты, бедность, политическую несправедливость, напряжения модернизации, недостаток мирных каналов коммуникаций, традиции насилия, существование революционных групп, слабость правительства, эрозию доверия режиму и глубокие разногласия среди элит.
Доктринальные разработки международно-правовых аспектов противодействия ведутся учеными различных стран.
Опыт зарубежных стран показывает, что эффективно противодействовать угрозе международного терроризма возможно только на основе комплексного подхода, сочетающего как меры силового характера, так и деятельность по предупреждению данного разрушительного явления.
Интересен опыт взаимодействия зарубежных правоохранительных органов со средствами массовой информации в борьбе с терроризмом. Результаты исследования по вопросам взаимодействия полиции США, Англии, ФРГ, Швеции, Индии и других стран со СМИ говорят о том, что укреплению этого сотрудничества придается приоритетное значение. Однако, средства массовой информации могут играть как конструктивную роль, так и приводить к эффекту, противоположному ожиданиям [8, с. 19].
Пропаганда профилактики противодействия терроризма в Испании и Франции осуществляется с учетом уважения основных прав и свобод человека, защита гражданских прав населения, коммуникаций и стратегически важных объектов инфраструктуры стран. Также, немаловажным механизмом в борьбе с терроризмом является «замораживание» банковских счетов террористических организаций, недопустимость политических уступок экстремистским организациям [9, с. 21].
Во многих странах создаются различные пути предотвращения распространения радикализма среди молодежи. Проводятся открытые международные форумы, семинары, тренинги, конференции. Создаются различные концепции по предотвращению роста радикализма среди молодежи, разработанные группой специалистов, включающие в себя представителей официальных ведомств, гражданского общества, академических работников и экспертов по религиозным вопросам.
Считается, что насильственные методы преодоления терроризма дают лишь кратковременный эффект, поэтому в современных условиях противодействие терроризму призвано означать в первую очередь противодействие его идеологии. По мнению Е.Н. Малышевой, для уничтожения глубоких корней терроризма, необходимо наряду с изменением социальных условий привести в действие духовные механизмы [8, с. 16]. Исчезновение с исторической сцены той или иной цивилизации, как правило, начинается с разрушения ее духовности, с внедрения в сознание народа чуждых идей, ценностей и неприемлемых способов их достижения [1, с. 11]. Не случайно наибольшее количество опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) респондентов на вопрос о целях международного терроризма назвали распространение влияния ислама по всему миру (29 %) и борьбу за территориальный передел мира, стремление «оторвать» от России и других крупных государств территории, населенные мусульманами (28%) [2].
Представляется, что культура может выступить специальным субъектом антитеррористической деятельности, создать условия формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения [8, с.18]. При этом следует помнить, что возраст от 7 до 12 лет следует считать периодом «доидеологической социализации» детей, когда закладываются основы мировоззрения, ценностные установки, и поэтому, необходимо уделять особое внимание духовному развитию подрастающего поколения в этот возрастной период [7, с. 162-163].
Одной из значимых мер предупреждения терроризма можно назвать и правосознание самого населения. Подтверждением тому можно считать добровольное объединение граждан России в народные дружины для обеспечения общественного порядка и безопасности во исполнение Федерального закона РФ № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», регулирующего принципы взаимодействия граждан и правоохранительных органов.
В целом, путями повышения эффективности межгосударственного взаимодействия в борьбе с терроризмом можно назвать:
– принятие, как в национальном, так и в межгосударственном уровне, мер по предотвращению использования сети Интернет в целях пропаганды идей терроризма, экстремизма, вербовки, обучения и дальнейшего использования новых членов для совершения террористических и экстремистских акций;
– создание эффективных совместных механизмов розыска и пресечения деятельности террористических организаций.
Новеллой российского законодательства по противодействию финансированию терроризма можно назвать Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 № 499-П), согласно которому кредитные организации с 27 декабря 2015 г. при идентификации нового клиента должны отражать в досье результаты проверки его причастности к экстремизму и терроризму.
По оценке председателя НАК А.В. Бортникова, ситуация в области противодействия терроризму в настоящее время в стране сохраняет тенденцию к нормализации, но остаётся сложной в связи с распространением идеологии терроризма в социальных сетях, активизацией деятельности международных террористических организаций.
А каково мнение самих россиян о сложившейся ситуации?
Согласно данных ВЦИОМ последние события (крушение российского самолета в Египте в результате теракта и взрывы во Франции) усилили страхи россиян перед террористической угрозой. Индекс террористических опасений за месяц вырос на 8 пунктов (с 41 п. в октябре до 50 п. в ноябре с.г.). Одновременно с этим резко снизилась уверенность в том, что российские власти способны защитить граждан от террористической угрозы. Соответствующий показатель с октября по ноябрь упал с 60 до 35 пунктов. Тех, кто не сомневается, что руководство страны сможет оградить население от терактов, стало меньше с 77% до 64%. И, напротив, выросла доля респондентов, придерживающихся обратного мнения: с 18% до 29% [3].
Уголовное законодательство ряда арабских стран, в свою очередь, придало легитимность жесткой системе профилактики и борьбы с террористическими проявлениями, в соответствии с новыми законами о борьбе с терроризмом. В законодательстве Сирии, Египте, Тунисе, Иордании введена двойная система жестоких наказаний. Появились нормы, предусматривающие уголовную ответственность за поддержку, подстрекательство и финансирование террористической деятельности [6, с. 21-22]. Аналогичные нормы имеются и в российском уголовном законодательстве (ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности»; ст.205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нем»; ст. 205.5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»).
Международный терроризм является особо опасным преступлением против мира и безопасности человечества. По мнению С.Э. Серкерова, в России представляется целесообразным установление уголовной ответственности за данное преступление путем введения в раздел XII Уголовного кодекса РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» нового самостоятельного состава преступления – «международный терроризм» [10, с. 16].
Таким образом, принципиально новыми чертами системы противодействия современному терроризму можно назвать:
– комплексное решение вопросов по всем направлениям терроризма: предупреждение, борьба с терроризмом, минимизация и ликвидация последствий; при этом основные усилия сосредотачиваются именно профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии;
– четкое разделение компетенции в области противодействия между различными органами исполнительной власти;
– наделение руководителей всех координирующих структур необходимым объемом компетенций.
В заключение отметим, что мировой опыт свидетельствует о том, что профилактическая работа по борьбе с терроризмом – дело не только государственных органов; во многих странах, в том числе и в России, имеется неиспользованный резерв общественных, самодеятельных, включая благотворительные организации, которые могли бы часть работы принять на себя.
Сегодня терроризм бросил вызову всему человечеству. Как его победить? Сколько месяцев, или лет понадобится для этого? Ответ на эти вопросы и прост, и сложен одновременно: терроризм может быть побежден лишь при помощи длительных и всесторонних усилий, включая активное участие и взаимодействие всех государств, без исключения.