Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

В наше время существование государства и его стабильное функционирование невозможно без наличия определенного системного механизма. Такую систему образуют государственные органы власти – будь то исполнительные, законодательные или судебные органы [25]. Но в этих механизмах, особую роль занимают люди, которые обеспечивают «жизнедеятельность» данной системы – государственные служащие. Они осуществляют профессиональную служебную деятельность, представляют государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями.

Как субъект административно-правовых отношений государственные служащие наделены определенными правами и обязанностями [26]. Однако кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на какую-либо государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов [27].

Обычный правовой режим государственного служащего предусматривает ограничения и запреты, обусловленные характером государственной службы. Служба в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому в первую очередь среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным служащим, ограничиваются его политические права.

Данная тема является актуальной, поскольку в настоящее время мы сталкиваемся с проблемами злоупотребления государственными служащими своими полномочиями, так, например, очень большое внимание, на сегодняшний день, уделяется проблеме коррупции, которая естественно возникает в государственном аппарате, и участниками которой являются непосредственно государственные служащие. Например, нашумевшее дело о хищении государственного имущества, в котором был задействован глава республики Коми – Вячеслав Гайзер. Специалистам необходимо знать – где находится грань между правовыми действиями государственных служащих, а где эта грань переходит в разряд нарушений. И этой гранью мы можем обозначить существующие ограничения, связанные с государственной службой.

Каковы же основные ограничения, связанные с государственной службой?

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на какую-либо государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов. Они имеют своей целью обеспечить достаточно высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения направлены на воспрепятствование возможным злоупотреблениям и проявлениям коррупции. В рамках настоящего пункта нами будут рассмотрены только те ограничения, которые являются общими для всех госслужащих.

Прежде всего, стоит отметить, что установленные законодательством ограничения, связанные с прохождением государственной службы, необходимо рассматривать в пяти основных аспектах:

1) несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

3) строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;

4) приоритет государственных интересов на личными (только в рамках исполнения госслужащим служебных полномочий);

5) политическая нейтральность [28].

При этом существует законодательная база, которая регулирует данные ограничения, главным образом, в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В отношении военной службы статьей 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» закрепляется, что общие ограничения и запреты, установленные ФЗ № 79-ФЗ относительно гражданских госслужащих распространяются и на военнослужащих, за исключением «ограничений …, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации».

Итак, гражданин не может быть принят на государственную службу, а госслужащий не может находиться на соответствующей службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Указанное требование является вполне справедливым в силу невозможности наделения такого лицами какими-либо властными полномочиями;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности госслужбы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой госслужащим должности связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства с госслужащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, что в свою очередь обусловлено наличием личной заинтересованности такого госслужащего;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

8) непредставления установленных федеральным законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

9) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»

Рассмотрев основные ограничения в государственной службе, можно сделать вывод о том, что большинство ограничений, связанных с занятием какой-либо государственной должности непосредственно вытекают или из неисполнения каких-либо обязанностей, возложенных на госслужащих, либо из определенных характеристик их личного статуса, не дающих возможности осуществлять полномочия в рамках госслужбы. Кроме того, представленный список ограничений не является закрытым. Частью 2 статьей 16 закона устанавливается возможность установления иных ограничений федеральным законодательством.

Рациональны ли эти ограничения? Да. Поскольку государственные служащие призваны осуществлять свою деятельность в рамках закона, а также в каком-то плане ставить права граждан на первое место, а личные отодвигать на второе место, так как они, прежде всего, несут службу государству и должны обеспечивать надлежащее функционирование государственных органов.

Как сказано выше, данные ограничения очень важны для того, чтобы интересы государственного служащего не пересекались с его личными выгодами или неблагородными мотивами. Ибо, в противном случае, государственные служащие могут забыть о том, что они служат обществу и осуществляют свою деятельность на благо общества. Такие ограничения существуют для того, чтобы обозначить четкие рамки функционирования государственных служащих. Это своего рода регулятор их деятельности, который является неотъемлемым инструментом регулирования деятельности государственных служащих.


[25] Решетников О.М. Государство и партии: история взаимоотношений // Власть. – 2013. – № 1. – С. 86.

[26] Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия // Вопросы гуманитарных наук. – 2013. – № 6 (69). – С. 102-103.

[27] Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //http:// www.pravo. gov.ru – 06.10.2015.

[28] Зульфугарзаде Т.Э., Решетников О.М. Особенности правосубъектности политической партии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 12-1. – С. 105.