Автомобильный транспорт является специфическим источником загрязнения природной среды, состоящим из множества наземных точечных источников, сосредоточенных на различных автомагистралях. Зоны загрязнения окружающей среды, формируемые выбросами автотранспорта, характеризуются высокими значениями концентрации загрязняющих веществ и распространяются на большие территории. Транспортный поток превращается в постоянно действующий источник техногенного загрязнения. Негативное влияние автотранспорта проявляется в длительном воздействии невысоких в целом концентраций элементов, образующихся при сгорании топлива или эксплуатации автомобиля и попадающих в атмосферный воздух, которые затем оседают по краям автодорог, накапливаясь на поверхности почвы и мигрируя по почвенному профилю [1].
Целью данной работы является исследование автомобильного транспорта на территории г. Кимры Тверской области. Город Кимры расположен на реке Волга при впадении в нее реки Кимрка, в 133 км к востоку от Твери. Общая площадь территории города 44 км2, численность населения на 1 января 2015 года составляет 46753 человек. Количество автотранспорта на 1 января 2015 года составляет 22000 единиц [3].
Натурные исследования интенсивности движения автотранспорта и состава транспортного потока проводились по территории всего г. Кимры в 12 точках (рис. 1).
Точки наблюдения выбраны в тех местах, где наиболее часто производится торможение автомобилей и в зонах улиц с интенсивным движением автотранспорта. Наблюдения проводились в летний период 2015 года в будни во время наибольшей транспортной активности (8.00–10.00 ч., 13.00–14.30 ч., 17.30–19.00 ч.) [2]. В течение часа отмечался весь проезжающий через наблюдаемое сечение дороги транспорт. Порезультатам исследований интенсивность движения автотранспорта в г. Кимры варьирует в пределах от 513 до 1638 ед./ч со средним уровнем 905 ед./ч (рис. 2). Средняя скорость движения составляет 40 км/ч.
Наиболее загруженным участком движения является участок пересечения ул. Володарского и ул. Ленина (точка № 3, рис. 1, 2) в центре города. Движение с Савеловского моста (единственный путь, соединяющий два берега города) и правобережной части г. Кимры выходит непосредственно на пересечение этих улиц. Через данную точку также проходит весь транзитный транспортнаправлением на города Тверь, Дубна, Москва, другиеи автобусы, курсирующие по городу.
Пересечение ул. Кирова и ул. Урицкого (точка № 2, рис. 1, 2) – второй по загруженности транспортом участок – находится также в центре г. Кимры и соединяет районы Заречье и Центральный. Активное использование этого участка также можно объяснить наличием трассы на г. Дубна Московской области, на территории которого работает и учится большая часть населения г. Кимры.
Пересечение ул. Володарского и ул. Кропоткина (точка № 4, рис. 1, 2) – место соединения микрорайона им. Калинина с Центральным районом и третий по интенсивности движения транспорта участок города. Здесь проходит единственная дорога в поселок Центральный, к деревням, жители которых работают в г. Кимры, и садовым участкам.
Также весьма интенсивным участком движения является пересечение ул. 50 лет ВЛКСМ и Савеловского пр. (точка № 8, рис. 1, 2).Этот участок самый загруженный в правобережной части города, поскольку здесь проходит трасса на г. Москву, движется большое количество транзитного транспорта, а также соединяются три района правобережной части города: Новое Савёлово, Старое Савёлово и Бургора.
Для оценки объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздухот автотранспорта на городских магистралях использовалась «Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов»2010 года [2]. Расчеты выбросов выполнены для следующих компонентов: оксид углерода, оксиды азота (в перерасчете на диоксид азота), углеводороды, сажа, диоксид серы, формальдегид, соединения свинца и бенз(а)пирен (рис. 3).
Рис. 1. Точки наблюдения за интенсивностью и составом движения автотранспорта
Рис. 2. Количество автотранспорта по точкам исследования (ед./ч)
Рис. 3. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта (т/г.)
Валовые выбросы от автотранспорта, согласно расчетам, составляют около 640 т/год, от предприятий – 414 т/г. [4]. Таким образом, на автомобильный транспорт приходится около 60 % выбросов загрязняющих веществ по городу, что в 1,5 раза превышает объемы валовых выбросов промышленности.Данная ситуация характерна для большинства российских городов с невысоким уровнем развития промышленности, без четкого выделения промышленных зон.
Наибольший вклад в выбросы автотранспорта вносит оксид углерода (80 %), наименьший – сажа (0,04 %), формальдегиды и соединения свинца (по 0,1 %) (рис. 3). Суммарный вклад в общий объем выбросов веществ 1 (соединения свинца и бенз(а)пирен) и 2 (формальдегиды и оксиды азота) классов опасности менее10 %.
Таким образом, по результатам исследований интенсивности движения и состава транспортного потока на территории г. Кимры в 2015 году можно сделать ряд выводов:
- автотранспорт является значимым фактором негативного воздействия на территории города, валовые выбросы автотранспорта составляют приблизительно 640 т/год, что в 1,5 раза превышает валовые выбросы предприятий;
- 80 % объема выбросов загрязняющих веществ приходится на оксид углерода, вещества 1и 2 классов опасности вносятнебольшой вклад в состав выбросов;
- наиболее загруженными являются следующиедорогигорода Кимры: ул. Володарского, ул. Ленина, ул. Кирова, ул. Урицкого, ул. Кропоткина, ул. 50 лет ВЛКСМ и Савеловский проезд.
Полученные данные можно использовать для оценки влияния загрязнения окружающей среды на население, проживающее вдоль городских магистралей, при разработке систем экологического менеджмента в городе.