В научных исследованиях различают три основные формы адаптации первокурсников, поступивших в высшее учебное заведение:
– формальная адаптация, связанная с новыми условиями образовательной деятельности;
– адаптация общественная, связанная с включением первокурсника в структуру академической группы и в вузовское окружение в целом;
– адаптация дидактическая, касающаяся освоения новых методических форм высшей школы.
В результате проведенного опроса нами определено, что 41 % первокурсников факультета технологии, экологии и сервиса Шуйского филиала ИвГУ испытывают трудности с новой организацией обучения. У 28 % опрошенных вызывает трудности необходимость самостоятельной учебной деятельности. 21 % первокурсников испытывают затруднения с значительным уровнем самостоятельности в бытовых условиях. Дискомфорт от нового студенческого коллектива испытывают 10 % опрошенных первокурсников.
По нашему мнению существующая в нашем вузе система адаптации (исходя из результатов опроса) требует следующей корректировки:
1. Создание специализированной психологической службы.
2. Организация системы воспитательной работы по сплочению студенческого коллектива.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов первого года обучения в вузе позволит им быстрее адаптироваться к новым для условиям и повысит эффективность учебно-воспитательного процесса.