В настоящее время в Нижнем Новгороде сложилась неоднозначная ситуация с управлением озелененными территориями. Все составляющие городской среды, тесно взаимосвязанные между собой, находятся в ведении различных управленческих структур. Количественные характеристики среды регламентируются нормативной документацией: сводами законов и регламентов, правилами использования озелененных территорий, тогда как надлежащее качество ландшафта не фиксируется [1]. Применение геоинформационных технологий в управлении озелененными пространствами способно скоординировать работу всех ведомств: управления по благоустройству администрации города, в административных районах – отделов благоустройства и озеленения, на локальном уровне – администраций некоторых парков (Автозаводского, Сормовского, Приокского, Парка им. 1 мая), наладить диалог в цепочке власть – собственник земли – население и стать инструментом контроля решений возникающих проблем.
Создав интерактивную карту и нанеся на нее озелененные территории Нижнего Новгорода, выделив составляющие среды и определив качественные характеристики каждой, можно постоянно получать оперативную информацию о существующей проблеме и процессе её устранения.
Подобный информационный портал существует в городе Москвы, на котором жители сообщают о проблемах качества среды. Запущенный в работу в 2011 году и начавший полноценную деятельность в ноябре 2013, портал имеет вид карты, на которую нанесены объекты различных категорий. В рамках управления озелененными пространствами интерес представляют парки, косвенно – дворовые территории. Принцип работы заключается в том, что зарегистрированный пользователь указывает на проблему конкретной территории в одной из предложенных категорий: ненадлежащем уходе за зелеными насаждениями, состоянием дорожного покрытия, свалках мусора и пр., прикладывая фотографию. Каждое обращение обрабатывается в течение 24 часов (не более 72 в праздничные дни), и в течении 8 рабочих дней ответственное ведомство должно дать ответ о решении проблемы, либо о работе над ней, если таковая выявлена.
По состоянию на январь 2016 года по паркам выявлено около 8 500 проблем, из которых нерешенными остались менее 8 %. На портале зарегистрировано более 731 000 пользователей. Постоянно ведется статистика о заявленных, решенных и решаемых проблемах. Вся информация о ходе дел находится в открытом для населения доступе. Таким образом, осуществляется взаимодействие представителей власти и жителей, а так же предоставляется актуальная и достоверная информация [4].
Для мониторинга состояния озелененных пространств и качества их обслуживания жителями возможно разработка интерактивной карты, сходной по принципу работы с системой «Наш город Москва». На ГИС Нижнего Новгорода должны быть нанесены все озелененные объекты общего и ограниченного пользования. Выбрав любую, зарегистрированному пользователю необходимо предоставить возможность выбрать из списка категорий, характеризующих объект, интересующую, дополнив фотографиями и комментариями обнаруженную проблему.
В отдельные категории предлагается вынести зеленые насаждения, покрытия, оборудование объекта, сооружения, гидрографию, цветочное оформление, газоны. По каждой из них возможна разработка списка самых распространенных проблем. Например, для зеленых насаждений такими характеристиками могут стать аварийное состояние деревьев, сухостойность, механические повреждения, низкое качество новых посадок, ненадлежащий уход за новыми существующими посадками; для водоемов – замусоренность береговой линии и непосредственно водного объекта, зарастание дна, ненадлежащее использование и т.д. Предполагается, что данный сервер не должен ограничиваться только картой проблем, а содержать информацию о том, что является достойными примерами озелененных пространств и их элементов, какой уровень качества среды должен быть обеспечен, на что необходимо обратить внимание при оценке того или иного параметра, исторические данные об объекте. Необходимо так же вести блог, предоставляя пользователям информацию об актуальных событиях, происходящих в парках, скверах, на бульварах и пр.
Сообщения о проблеме так же должны проверяться компетентными специалистами, а выявленные проблемы – решаться в строго отведенный срок. Таким образом, подобная ГИС-карта будет служить связующим звеном между населением, управляющей единицей и обслуживающей объект структурой. Данный сервис должен находиться в открытом доступе и контролироваться жителями – здесь так же логично взять пример с московского портала, где населению предлагается вступить в волонтеры и проверять как объективность запроса, так и качество устранения неполадок.
Безусловно, геоинформационная карта с нанесенными на нее объектами озеленения и возможностью отметить ненадлежащее качество пространства, пусть корректная и часто обновляющаяся, не может помочь в решении всех проблем сферы благоустройства и озеленения. Необходимо так же привлекать специалистов смежных профессий – юристов, экономистов, менеджеров для корректировки действующей правовой документации. Информация, предоставляемая населением о состоянии озелененных пространств, должна проверяться грамотными специалистами – ландшафтными архитекторами, экологами. Необходима долгосрочная стратегия развития системы информирования и комплексный подход к решению проблем озелененных пространств. Однако это – реальный шанс не только улучшить качество городского озеленения, но и с помощью передовых технологий, которыми являются геоинформационные системы, дать возможность жителям быть услышанным, а власть – обязать работать для города и его населения.