Через глаза человек получает наибольшую информацию об окружающей среде, свет оказывает положительное влияние на эмоции. Световое голодание приводит к пагубным факторам окружающей среды, ухудшению дыхательной и нервной системы.
Естественное и искусственное освещение в учебных заведениях является одним из условий нормальной производственной деятельности. Хорошо спроектированное освещение оказывает положительное влияние на организм студента, повышению безопасности, высокую работоспособность и снижается утомляемость.
Таблица 1
Нормы освещённости и освещения по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
№ |
Освещаемые объекты |
Средняя освещённость Еср, лк |
1 |
Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, среднеспециальных и профессионально-технических учреждений (на доске) |
500 |
2 |
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений (на столах) |
400 |
3 |
Кабинеты информатики и вычислительной техники (на столах) |
400 |
4 |
Кабинеты технического черчения и рисования (на столах) |
500 |
5 |
Кабинеты и комнаты преподавателей (на столах) |
300 |
6 |
Рекреации (на полу) |
150 |
Исследованию подлежали учебные помещения, а именно лаборатория электроснабжения и электробезопасности, лаборатория электропривода и электрических машин, компьютерный класс кафедры электрификации и автоматизации горного производства.
На рис. 1 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 4?18 Вт) лаборатории электроснабжения и электробезопасности площадью 24 м2.
На рис. 2 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 2?36 Вт) лаборатории электропривода и электрических машин площадью 32 м2.
На рис. 3 представлено расположение учебных столов, оконных проемов, доски и источников искусственного освещения (светильники с лампами Philips 2?36 Вт) компьютерного класса площадью 32 м2.
Рис. 1. Лаборатория электроснабжения и электробезопасности: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна
Рис. 2. Лаборатория электропривода и электрических машин: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна
Рис. 3. Компьютерный класс: 1 – дверь; 2 – доска; 3 – светильники; 4 – парта; 5 – окна
Главными параметрами света, используемыми для исследования освещения, являются – сила света, световой поток, освещенность, яркость освещаемого объекта. Были проведены исследования и анализ показателей освещённости в трех (приведенных выше) учебных аудиториях МПТИ (ф) СВФУ в г. Мирном, оценивалось качество общего искусственного освещения люминесцентными лампами.
Измерение фактической освещенности рабочих мест проводились с помощью люксметра «ТКА-ЛЮКС» согласно нормативам: по рабочим столам – 0,8 м от пола, горизонтально; классная доска – 1 м от объекта, вертикально. Результаты измерений в аудиториях показаны в табл. 2.
Таблица 2
Результаты фактической освещенности учебных аудиторий
Освещаемые объекты (среднее значение) |
Аудитория №1, фактическая освещенность, лк |
Аудитория №2, фактическая освещенность, лк |
Аудитория №3, фактическая освещенность, лк |
Нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1278-03, лк |
Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, среднеспециальных и профессионально-технических учреждений (на доске) |
315 |
241 |
180 |
500 |
Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений (на столах) |
585 |
434 |
805 |
400 |
В процессе анализа и подсчета среднего значения освещенности было установлено, что во всех аудиториях нормы освещенности на доске НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ, нормы освещенности на учебных столах СООТВЕТСТВУЮТ требованиям СанПиНа.
Исходя из результатов исследования фактической освещенности учебных аудиторий, рекомендуется:
В Аудитории №1 (лаборатории электроснабжения и электробезопасности) установить дополнительные светильники (2 шт. на потолке над доской) или заменить на более мощные лампы, если позволяет светильник (или заменить светильники в целом);
В Аудитории №2 (лаборатории электропривода и электрических машин) рекомендуется перенести светильники ближе к доске, в настоящий момент они находятся на расстоянии более 1,5 метров;
В Аудитории №3 (компьютерный класс) учебная доска была перенесена в сторону из-за установки дополнительной мультимедийной доски, необходимо перенести светильники и увеличить их мощность (или количество).