Социальный заказ современного общества определил противоречие между необходимостью подготовки компетентного, конкурентоспособного члена общества и недостаточной эффективностью организации учебного процесса с использованием традиционных методов обучения. Поэтому формирование компетентностей обучающихся достигается инновационными технологиями и методами обучения. [1]. В тоже время изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики их использования в процессе обучения информатике представляется весьма актуальной задачей, обусловленной рядом факторов. Учебная деятельность, реализуемая на занятиях по информатике с использованием социальных сетевых сервисов (ССС), способна обеспечить доступ к большому объему информации и систематизированному опыту других людей. В результате обучения происходит формирование опыта совместной деятельности, конструирование новых знаний, организация активного коммуникационного процесса. ССС открывают широкие возможности для эффективного обучения информатике, позволяющие использовать свободные электронные ресурсы в учебных целях, самостоятельно создавать сетевой контент, организовывать межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса.
На основе анализа литературы выделены группы учебных задач школьного курса информатики (8-9 классы), которые эффективно решаются с использованием ССС. Это практические задачи, связанные с визуализацией учебного материала и результатов самостоятельной работы школьников; практические задачи на поиск и передачу информации, сохранение для коллективного и индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них практические задачи по работе в информационно-предметной среде [2]; практические задачи для организации группового взаимодействия; практические задачи, связанные с созданием и обработкой комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов. Все виды задач направлены на коллективные обсуждения, сетевые дискуссии; коллективный поиск информации, ссылок; коллективное использование видео, аудио, фото; коллективное и индивидуальное создание и редактирование текстов; коллективное и индивидуальное редактирование изобразительных материалов, программ работы, карт и схем; работу в сетевых проектах и др.
Так, например, при организации практических работ можно предусмотреть использование ССС к следующим темам:
Практическая работа «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, блог». Включить задания по работе с блогом: создание, редактирование записей, чтение записей, размещение файлов (примеры: http://www.livejournal.com/ – сообщества Живого Журнала, www.blogger.com – платформа для ведения блога “Блоггер”), и сформировать умения и навыки работы в блоге с организацией коллективного взаимодействия.
Практическая работа «Сохранение для коллективного и индивидуального использования информационных объектов из Интернета и ссылок на них». Включить в практическую работу социальные сервисы: (примеры: http://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс), http://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс), сервис «CY-PR.com» – портал определений), позволяющие пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы.
3. Практикум «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов». Использовать социальный сервис Wiki как средство для создания коллективного гипертекста, при котором история внесения изменений сохраняется (примеры: http://wikipedia.com; http://letopisi.ru) [3] и др.
Данные методические рекомендации были апробированы на базе МКОУ Чантырская СОШ. Результаты эксперимента показали, что использование ССС во учебной деятельности позволяет ученикам выявлять свои интересы и способности, работать с различными информационными источниками, Интернет-ресурсами, самостоятельно проводить исследования, анализировать их и делать выводы, формировать навыки коллективной деятельности.