Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

--- 1 --- 1
1 ---

До 2013 года речные перевозки из Хабаровска до Николаевска-на-Амуре осуществляли две компании – из Комсомольска-на-Амуре и Амурское речное пароходство из Хабаровска. Теперь перевозчик остался один – из Хабаровска. Уже два года маршрут начинается из Комсомольска-на-Амуре (жители Хабаровска добираются до Комсомольска-на-Амуре на автобусе). Пассажирские суда на реке Амур: СПК «Метеор», «Ракета», теплоходы «Ом», «Михаил Седов», «Поярков» имеют полный износ. Содержание устаревшего парка судов не только не выгодно, но даже убыточно. Стоимость билета на «Метеор» по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре в 5400 рублей (по данным 2013 г.) не покрывали даже половины всех затрат на обслуживание и содержание судна и причальных дебаркадеров [1, 2].

У судов на подводных крыльях (СПК), составляющих основу пассажирского речного флота, при эксплуатации в малонаселенных районах отмечают: малую энергоэффективность (автобус расходует на 100 пассажирокилометров 1-1,5 литра топлива, СПК «Метеор» 4,6-5,5 литров), а также избыточную пассажировместимость (все места на «Метеорах» в каждый рейс заполнить трудно). Малая заселенность территорий, отсутствие дорог с твердым покрытием в периоды становления льда, ледохода и весенне-осенней распутицы; исчезновение малой авиации определяют основные требования к новому флоту – экономичность и амфибийность. Наиболее перспективными транспортными средствами для речных пассажирских перевозок являются экранопланы. При коммерческом использовании экранопланов, можно отметить их следующие преимущества перед иными видами транспорта:

- потребляет значительно меньше топлива на условную единицу груза/расстояния по сравнению с СПК, судами на воздушной подушке или самолетом (сокращаются издержки и итоговая стоимость перевозки);

- высокая безопасность (при внезапном отказе двигателя, экраноплан просто теряет скорость и плавно опускается на поверхность воды, оставаясь на ней подобно судну);

- высокие скорости движения сокращают время в пути;

- простого причала или бетонированной береговой площадки достаточно для погрузки/разгрузки пассажиров и груза (сокращаются статьи дополнительных расходов и итоговая стоимость перевозки);

- отсутствие качки (свойственной судам) и режимов взлета-посадки (свойственных самолетам) обеспечивает комфортные условия для пассажиров.

Экраноплан «ОРИОН-14» (рисунок) возможное альтернативное СПК скоростное транспортное средство для речных пассажирских перевозок по реке Амур. Он использует несколько режимов движения: полет в «экранном режиме» (на высоте от 0,3 до 3 м) и, кратковременно, вне его режим «подскока» (до высоты 100 м), в режиме «поддува» (на статической воздушной подушке, высотой до 0,3 м со скоростью до 80 км/ч), а так же глиссирование, плавание, скольжение по льду и снегу.

prob7.tif

Экраноплан «ОРИОН-14» [3]

Характеристики экраноплана «ОРИОН-14»: взлетный вес 4,2 т; пассажировместимость 15 чел; экипаж 1-2 чел.; скорость полета до 250 км/ч; дальность 1300 км; силовая установка (2хChevrolet) 480 л.с.; топливо (Аи-95) 250 л. Малый экраноплан, испытывался в зимних условиях, в ледовой обстановке с торосами до 50 см, в условиях ледяной шуги. В режиме полета максимально допустимая дистанция до объектов составляет 30 м. В режиме плавания осадка экраноплана составляет 0,5 м, что позволяет передвигаться на минимальных глубинах. Максимальная высота волны, при которой возможна эксплуатация составляет 1,25 м, а скорость ветра 7 м/с. Допускается эксплуатация только в светлое время суток.

В дипломной работе рассматривался маршрут «Хабаровск – Николаевск-на-Амуре» протяженностью 931 км, связывающий 23 населенных пункта Среднего и Нижнего Амура (Хабаровск, Сикачи-Алян,Троицкое, Иннокентьевка, Верхний Нерген, Ачан, Вознесенское, Комсомольск-на-Амуре, Бельго, Нижние Халбы, Нижняя Тамбовка, Ягодный, Киселевка, Циммермановка, Софийск, Мариинское, Булава, Богородское, Сусанино, Тыр, Тахта, Иннокентьевка, Николаевск-на Амуре). При выборе остановок приоритетное значение имела удаленность населенных пунктов от автомобильных дорог, а так же численность населения. На круглогодичном маршруте задействовано три экраноплана. Результаты расчетов показали, что время рейса составит, примерно, 7 часов, а ориентировочная стоимость 1500 руб./ч. В расчетах учитывались: стоимость экранопланов, эксплуатационные расходы, стоимость доставки от производителя (три экраноплана разбираются на модули и укладывается в два 40-футовых контейнера и доставляются из Петрозаводска по ж/д до Хабаровска), организация заправочных станций и мест специальных площадок базирования и т.д. (в ценах 2014-2015 гг.). Рассчитанная стоимость довольно высока и необходимо определить возможные пути ее снижения. Для организации транспортировки пассажиров новым транспортным средством потребуется финансирование из краевого или федерального бюджета. Одним из вариантов сокращения затрат может стать создание региональной системы перевозок экранопланами, общей системы обеспечения и организации движения. Система сможет осуществлять свою деятельность, как в интересах населения, так и различных федеральных органов исполнительной власти [4, 5].