Лоцманская проводка может быть разделена на морскую лоцманскую проводку, к которой относится проводка судов по каналам и на фарватерах, и на портовую, к которой может быть отнесено маневрирование в гаванях.
Использование лоцманов для помощи судам в плавании по фарватерам и в портах, является многовековой традицией в мореплавании. Безопасно провести судно в порт из открытого моря – непростая задача, требующая досконального знания местных условий плавания. Если судно заходит в множество разных портов, то, по очевидным причинам. входящие в состав экипажа судоводители не могут иметь таких знаний. Таким образом возникает необходимость в использовании лоцманов.
К задачам лоцманских услуг относится снижение риска морского происшествия с судном во время движения его на наиболее опасных и ответственных участках акватории портов. Лоцман, поднявшийся на борт судна, оказывает помощь и советует капитану по навигации судна. В первую очередь это относится к осуществлению навигационных маневров судна при входе в порт и при выходе из порта (т. е. до момента швартовки у обозначенного причала и отхода соответственно). Большое значение имеет также лоцманская проводка при проходе судном фарватера морских каналов, судоходных рек и озер, а также иных, трудных в навигационном отношении, участков.
Лоцманское обслуживание – это прежде всего безопасность мореплавания, а также зашита окружающей среды и инфраструктуры от возможных негативных последствий со стороны судоходства. Работа лоцманских служб характеризуется количеством и качеством проведенных лоцманских операции.
Предоставляют лоцманские услуги специально обученные лоцманы, обладающие хорошими знаниями местных особенностей, имеющими многолетний опыт плавания в данном районе в различных условиях (погода, движение судов, приливы и т. п.).
Для судовладельца лоцманское обслуживание – это расходы, связанные с эксплуатацией судна. Как правило, все капитаны, которых нанимает судовладелец (фрахтователь), могут беспроблемно проводить суда в любой порт мира. Однако он вынужден заказывать лоцмана, так как существует общее правило об обязательной лоцманской проводке.
Судно на воздушной подушке (СВП) – это уникальное транспортное средство, с помощью которого можно осуществить доставку грузов и пассажиров в самые труднодоступные места, недосягаемые для другого транспорта. Бездорожье и болота, водное пространство и ледяная гладь не являются для них преградой. Это позволяет использовать СВП в ситуациях, неразрешимых иным способом. В некоторых регионах они являются фактически единственной альтернативой воздушному сообщению, позволяя обеспечивать их жителей всем необходимым в период ограниченной навигации.
За свои исключительные характеристики СВП заслуженно пользуются популярностью у специалистов служб МЧС, в армейских подразделениях, геологоразведке и прочих ведомствах.
Для доставки лоцманов в портах России использует лоцманские катера. Расходы по доставке покрываются за счет лоцманского сбора, ставки которого в перспективе не увеличиваются, а имеют тенденцию к снижению. Содержание катеров и экипажей, обеспечение и эксплуатационные расходы по ним ложатся на доходы от деятельности лоцманских служб и приводят к убыткам. Это происходит из-за высокой себестоимости содержания лоцманских катеров.
Несмотря на убыточность лоцманских услуг, нельзя отказаться от этой деятельности в связи с требованиями законодательства Российской Федерации (глава VI Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации), поэтому идут поиски способов сокращения расходов, связанных с этой работой. Одним из таких способов могла бы быть постепенная замена имеющихся в портах лоцманских катеров. Использование СВП для доставки лоцманов значительно снизит расходную часть лоцманской деятельности. Необходимо отметить, что СВП не является водоизмещающим судном и поэтому снижается статья расходов на топливо за счет сокращения расстояния доставки лоцманов на транспортные суда. Одновременно снижается время доставки лоцманов на суда на любых маршрутах, что практически сводит к минимуму затраты транспортного флота в ожидании лоцманов.
В соответствии с перспективными планами развития Российских портов грузопоток в транспортных узлах возрастает, что ведет к увеличению лоцманских операции и прибыли от эксплуатации СВП на этих операциях
Если дополнительно использовать СВП в качестве ледокола в замерзающих бухтах, то срок окупаемости нового многоцелевого СВП значительно сократиться.