Прогрессы в современной медицине и здравоохранении в большой мере связаны с уровнем информационных технологий (ИТ). В современной информатике предлагают такие общие, в заметной мере унифицированные средства:
– использование глобальных и локальных сетей;
– применение персональных компьютеров, имеющих мультимедийные среды;
– внедрение баз данных, графических систем и других средств, предназначенных для разработок в автоматизированных медицинских рабочих местах;
– применение компьютеризированной аппаратуры при диагностике и лечении;
– развитие микропроцессорных модулей для медицинской техники.
Все процессы информатизации направлены на то, чтобы создать единое медицинское информационное пространство, которое позволяет врачам проводить общение друг с другом, работать с архивами и библиотеками медицинских знаний и технологий, и еще проводить взаимодействие с работающей аппаратурой прямо с рабочих мест и в реальных временах.
Прогрессы в информатизации сфере здравоохранения приводят к тому, что происходит активное распространение медицинских знаний. Но при этом множество демонстрируют, что кроме базовых проблем, те, кто проводит анализ, определяют неудовлетворенность в нынешней системе здравоохранения.
Указанное состояние можно объяснить трудностями по финансированию государством, наличием низких средних уровней доходов по среднестатистическим гражданам, и еще заметными структурными недостатками при организации систем здравоохранения в общем.
Среди одной из крупных проблем можно отметить проведение управления медикаментозным лечением для пациента. Происходит непрерывное расширение ассортимента лекарств, и врачам сейчас просто физически невозможно хранить в памяти все перечни препаратов наряду со привычными для них противопоказаний.
Для современных экономических условий проведение модернизации систем здравоохранения можно проводить с использованием рационального использования уже применяющихся средств и основывать на использовании современных ИТ.
Исследования показывают, что модели здравоохранения, используемые во многих странах мира, базируются на рыночных принципах, в основе которых содержится производство потребностей в медицинской услуге: потребность → проведение удовлетворения потребностей → получение прибыли→ проведение стимулирования потребности → возникновение новой потребности.
В общем в современной медицинской, фармакологической промышленности и других ассоциированных отраслях экономики как экономических субъектах есть прямая заинтересованность в увеличении потребностей по медицинским услугам. Это обстоятельство, а также соответствующие демографические характеристики ведут в здравоохранении к перекосам и кризисным явлениям.
Улучшение качества жизни и при этом наблюдаемое уменьшение рождаемости по развитым странам ведут к тому, что кроме уменьшения числа работоспособного населения (это касается и медицинского персонала) заметным образом увеличивается число пациентов, которые нуждаются в постоянной поддержке от систем здравоохранения. Также пациентами предъявляются все более высокие требования по тому, какое качество медицинской помощи.
Процессы старения населения обуславливают необходимость роста внимания по тому, чтобы лечить хронические и возрастные заболевания, параллельным образом происходит рост числа сложных клинических случаев. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость усиления специализации клиницистов при одновременном усилении их взаимодействия. Создать условия эффективного взаимодействия можно лишь на основе формирования единых информационных пространств.
Конструктивным образом сделать решение проблемы удовлетворения увеличивающегося спроса по медицинским услугам, как это ни покажется странным, можно за счет того, что внедряют в здравоохранение ИТ. Именно на их основе можно улучшать здравоохранение и решать многие актуальные задачи в этих областях без того, чтобы вкладывать в отрасли те колоссальные средства, которые тратят сейчас.
В правительстве и частных компании считают, что действующие системы оплаты являются несовершенными, и пытаются определить новые способы финансирования, которые позволяют обеспечить оптимальные балансы доступности услуг, по качеству и эффективности, с одной стороны, и спроса – с другой.
Возникает тенденция по переходу на домашнее лечение, которое определяет мониторинг состояния здоровья больных через Интернет и можно оказывать медицинскую помощь различной сложности при амбулаторных условиях.
В большинстве индустриальных стран есть надежда по контролю того, какой спрос на медицинские услуги медицинских работников, которые должны сделать гарантию для пациентов по получению необходимого лечения и сделать предотвращение чрезмерного лечения или лечения более дорогостоящими препаратами и методами.
Но обычные системы контроля работают не всегда эффективно. Не существует универсальных решений, в этой связи в каждой стране требуется применять отдельные компоненты при учете своих культур, социальных задач и организации систем здравоохранения, при создании своих систем оплат медицинских услуг, позволяющих обеспечить уменьшение затрат и увеличение эффективности, с одной стороны, и качества и доступности услуг, с другой.