Сейчас много говорят о том, что в современной образовательной среде должны быть интерактивные компоненты – но обеспечивать реальные механизмы, связанные с эффективной «обратной связью» можно лишь в рамках медиаобразования, так как оно ведет к размышлениям и реагированиям по окружающей инфосреде как обучающегося, так и обучаемого.
Медиаобразование в современных условиях представляется множеством различных направлений работ. Это и построение исследовательских мультимедиапроектов, и формирование сайтов вуза или печатных изданий в нем, и вузовское телевидение, и вузовские блоги, и кружки по интересам в Интернет. Способности для чтения медиасообщения, понимания его скрытого смысла, анализ текстов или визуальные образы, способности делать выводы – это относится к основным задачам, которые в общем решают на таких занятиях. Можно органичным образом включать медиаобразование в любые занятия и оно должно включаться во всю образовательную среду современного вуза.
В результате исследований психологами давно было установлено, что тексты СМИ (медиатексты) для обучающихся могут быть более убедительными, чем слова обучающего. Большая часть информации, которая представляется в медиатекстах, связана с фактами, которые были заметным образом связаны с базовыми предметами, изучаемыми в школе. Большое число сообщений СМИ связаны с материалами и фактами, изучаемыми в школе – и не всегда проведение трактовок таких фактов совпадало с теми позициями, которые предлагались школьникам учителями. Учебный предмет не следует рассматривать как единый смысловой поток, в него иногда могут вторгаться включения из окружающих реальностей. Для того, чтобы осуществить реализацию дидактического принципа связи образовательного учреждения и жизни, требуется делать обращение к «внешним» материалам – газетные заметки, документальные и художественные фильмы, телепередачи. Современную медиасреду можно рассматривать как источник «параллельной школы», произошло сильное ее изменение в течение последнего десятилетия. Сделаем обозначение основных факторов влияния медиасреды на современных людей:
- Проведение расширения доступа к информации,
- Наблюдение роста числа источников информации,
- Заметное увеличение плотности в информационных потоках,
- Увеличение роста агрессивности в медиасреде.
Формируется новый тип культуры – медиакультура, которая, не использует «облегченное» восприятие, дает возвращение нас к интересному и увлекательному пути познавания окружающего нас мира. При этом медиаобразование для учебных предметов и для дополнительного образования связано с формированием медиакультуры обучающегося и обучаемого. Самым главным считается освоение сфер образного мышления.