В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов развития системы образования.
В современно педагогике существуют две различных, но не исключающих друг друга, трактовки данного понятия.
С одной стороны, под сетевым взаимодействием понимается способ деятельности по совместному использованию ресурсов[1]. При этом, ресурсы могут быть различного рода. В нашем случае – образовательные. Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс образовательного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме. Организация подобного взаимодействия обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Таким образом, создание сетевого объединения позволяет интегрировать уникальный опыт, возможности и знания участников, объединяющихся в сеть для того, что не может быть выполнено каждым из партнеров в отдельности.
С другой стороны, сетевое взаимодействие – это форма особым образом структурированных связей между отдельными преподавателями, студентами, процессами, действиями и явлениями, осуществляемыми на основе добровольного объединения ресурсов, взаимной ответственности и обязательств, идеи для достижения общей цели развития профессиональных компетентностей всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества [2].
В нашем исследовании мы будем трактовать сетевое взаимодействие участников образовательного процесса как форму особым образом структурированных связей между участниками образовательного процесса в условиях информационного общества для развития, воспитания и образования учащихся посредством ресурсов сети Интернет.
Для успешного функционирования сетевого взаимодействия как вида совместной деятельности в рамках образовательного процесса на наш взгляд необходимо соблюдение следующих принципов:
- добровольность и долговременность;
- целенаправленность;
- комфортность;
- продуктивность;
- доверительность;
- безопасность;
- признание взаимной ответственности субъектов взаимодействия за результат их совместной деятельности.
В процессе организации сетевого взаимодействия очень важно такое понятие как «сетевой этикет». Соблюдение правил сетевого этикета положительно сказывается на развитие сетевых форм коммуникации и способствует более эффективному достижению образовательных целей. Большинство этих неписанных правил представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. На основе опроса студентов мы актуализировали этот список. Все выделенные требования начинаются со слов «нельзя…»: употреблять ненормативную лексику; разжигать национальную рознь;оскорблять людей; воровать; умышленно пытаться что-то сломать; отправлять инструкции, объясняющие, как совершить незаконные действия, а также спрашивать о возможных способах совершения такого рода действий; публиковать личные письма без согласия их авторов;затевать или продолжать дискуссию на отвлечённую тему момент проведения конференции, форумы, вебинара и т.д.