За последние годы одной из наиболее популярных тем в области информационных технологий стали «облака». Внедрение облачных технологий стремительно происходит в различных сферах деятельности: медицине, образовании, органах государственной власти, науке, сфере развлечений и бизнесе.
Цель данной статьи – рассмотреть использование облачных технологий в малом и среднем бизнесе, проанализировать их преимущества и недостатки.
Облачные технологии представляют собой способ распределённой обработки данных, в котором компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис [1, 2]. Иначе говоря, это электронное хранилище данных пользователя в сети Интернет, которое позволяет хранить, редактировать, пользоваться нужными программами и сервисами с любого доступного ему компьютера или смартфона, а также делиться интересными файлами и документами с друзьями и коллегами.
Сфера бизнеса быстро оценила преимущества, предоставляемые облачными технологиями. Во-первых, их использование позволяет снизить расходы на покупку и модернизацию программного обеспечения и оборудования. Во-вторых, пользователь оплачивает фактическое использование услуги, то есть только за то время и тот набор функций, который ему необходим. В-третьих, снижаются затраты на техническое обслуживание и обновление программного обеспечения, поскольку этим занимаются провайдеры услуг, а не пользователь. В-четвертых, доступ к данным предоставляется из любой точки планеты, где есть выход в сеть, и с любого устройства, будь то компьютер, планшетный компьютер или смартфон. Помимо этого, облачные технологии позволяют легко делиться информацией с другими людьми, например, с клиентами и сотрудниками.
Однако существуют и недостатки при использовании облачного сервиса [3]. В первую очередь, это вопросы безопасности, конфиденциальности и сохранности данных, по поводу чего существует огромное количество споров. Во-вторых, предприятие оказывается в «технологической зависимости» от провайдера, и если встанет вопрос о его смене, то, скорее всего, возникнут сложности и различные нюансы. И не стоит забывать об актуальном для российских пользователей недостатке, пожалуй, самом главном, когда речь идет об облачных технологиях, – это надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.
Какие же ресурсы предлагают владельцам малого бизнеса провайдеры облачных технологий? Самые разные, начиная от базового набора в виде почты, календаря, sms-напоминаний о встречах, до решений для автоматизации магазина.
На сегодняшний день облачные технологии используются и на мобильных платформах: смартфонах и планшетных компьютерах. Все операторы Большой тройки (МТС, Билайн, Мегафон) предлагают своим абонентам облачные пакеты, рассчитанные на любые потребности корпоративных пользователей. Наиболее полный набор облачных услуг для абонентов предлагает компания МТС. Ее решения включают в себя, как стандартные пакеты от Microsoft и Google, так и собственные разработки для отдельных направлений бизнеса: транспортных и строительных компаний, предприятий оптовой и розничной торговли, охранных предприятий, а также служб инкассации. Имея оборудование с SIM-картой МТС, абоненты могут подключить по выгодным тарифам и за минимальную абонентскую плату необходимые облачные приложения, в их числе: Office 365, пакеты 1С (1С-предприятие, 1С-управление небольшой фирмой WEB, 1С управление торговлей), REGBERRY – специальный облачный сервис от МТС, который послужит отличным помощником в оформлении любых необходимых документов при создании фирмы; Небо – облачная бухгалтерия, с помощью которой возможно проведение любых операций, в том числе ведение бухгалтерского учета любой сложности, загрузка выписок из клиент-банка, расчет заработной платы, формирование отчетностей и деклараций; Спонтания – уникальный онлайн-ресурс для проведения видеоконференций, главной особенностью которого является возможность использования с различных устройств, работающих платформе Android, IOS [4]. С его помощью возможно проведение переговоров из любых стран мира в реальном времени.
Облачные технологии предоставляют предприятиям малого и среднего бизнеса возможность повышения эффективности своей работы, при этом снизив финансовые затраты на улучшение программного обеспечения, подобрав тарифный план с необходимым набором функций.