Сомали – государство Африканского Рога – благодаря своему географическому положению и природным ресурсам издавна привлекало особое внимание крупных международных акторов. В 2011 г. на «сомалийской шахматной доске» наблюдается появление нового внерегионального игрока – Турции. Одной из главных отличительных черт турецкой внешней политики является активное применение механизмов «мягкой силы». Сомали не стало исключением.
В 2011 г. в Сомали была зафиксирована сильнейшая за последние пятьдесят лет засуха, неожиданно для многих Р.Т. Эрдоган совершает исторический визит в эту страну, и Турция начинает отправку гуманитарных грузов на восток Африки. В результате Анкара превращается в одного из крупнейших государств-доноров Сомали [1]. С этого момента Турция позиционирует себя как панацею от всех бед Африканского Рога. Тем не менее, в программе по оказанию гуманитарной помощи обнаружено немало пробелов.
Турецкая гуманитарная помощь отправлялась преимущественно в Могадишо, северные и центральные регионы Сомали, в которых власть находится в руках самопровозглашенных государств, не имели доступа к гуманитарным грузам. Следовательно, Анкара целенаправленно оказывала поддержку правящему умеренно-исламистскому режиму во главе с нынешним президентом Х.Ш. Махмудом. Это вызвало недовольство лидеров различных сомалийских кланов, Турцию обвинили в том, что ее гуманитарная помощь способствовала еще большему увеличению масштабов социального неравенства в стране. В связи с этим Турция предпринимает попытки по восстановлению государственности Сомали, однако к существенному прорыву в разрешении сомалийского внутреннего кризиса они не привели.
Мировое сообщество отнеслось довольно скептически и к образовательным программам, в соответствии с которыми сомалийским студентам была предоставлена возможность обучаться в Турции. Подозрение вызвало то, что часть из них получают образование в религиозных учреждениях. Следует отметить, что при осуществлении гуманитарной помощи наряду с такими правительственными структурами, как Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA), Министерство здравоохранения было задействовано Министерство по делам религии. По мнению некоторых специалистов, посредством Сомали Турция начинает насаждать свой вариант ислама во всей Африке.
К тому же, при осуществлении гуманитарной помощи Турции не координировала свои действия ни с ООН, ни с другими международными организациями, что также вызывает множество вопросов. Выбранная в Сомали тактика объясняется тем, что Турция преследует в этой стране свои экономические и геополитические интересы.
В 2011 г. в состав делегации Р.Т. Эрдогана, кроме членов его семьи и представителей общественных организаций, вошли старшие члены Кабинета министров Турции и бизнесмены, которые пытались прозондировать почву на предмет дальнейшего экономического сотрудничества. Во второй половине 1980-х гг. Сомали занимало третье место в Африке по объемам поисково-разведочного бурения [2], однако с началом гражданской войны инвесторы начали сворачивать свои проекты. Таким образом, Сомали привлекает турецких инвесторов, в первую очередь, богатыми залежами нефти. Сегодня турецкие компании ведут переговоры с сомалийским правительством о строительстве нефтепроводов.
Кроме того, Сомали обладает протяженной береговой линией, и через сомалийские порты может осуществляться транспортировка нефти из других африканских государств в Турцию. Так, в последнее время вспоминают китайско-советский проект строительства нефтепровода из Судана через богатый нефтью эфиопский регион Огаден к портам Сомали. Важно, что добыча и транспортировка нефтересурсов Африканского Рога не требует больших финансовых затрат, самым серьезным препятствием на пути к реализации подобных проектов является террористическая группировка «Аш-Шабаб».
Что касается геополитических интересов Турции, то, во-первых, расширение присутствия в Сомали – это часть большой игры в Африке южнее Сахары. С приход к власти Партии справедливости и развития в 2002 г. заметно активизировалось африканское направление внешней политики. Турция открыла более 27 посольств в странах Африки [3]. В 2003 г. Департамента внешней торговли при Правительстве Турецкой Республики разработал «Стратегию развития экономических отношений с африканскими странами». В результате в 2005-2013 гг. торговля со странами Африки к югу от Сахары увеличилась более чем на 30 % [3].
Африка представляется новым рынком сбыта турецкой продукции, источником природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Кроме того, это регион, где Турция пытается повысить свой международный авторитет, продемонстрировать свою экономическую мощь. Тем не менее, в Африке Турция сталкивается с некоторыми проблемами. Например, страны Северной Африки, которые входили в состав Османской империи, опасаются чрезмерного усиления Турции в регионе. Более того, с 2013 г. ухудшились отношения с Египтом, т.к. Анкара поддерживает египетскую оппозицию в лице «Братьев-мусульман». В сложившейся ситуации Африканский Рог является «запасным ключом» в Африку. Не зря Турция – единственная страна, установившая дипломатические отношения со всеми странами Африканского Рога. Таким образом, Сомали служит трамплином для проникновения Турции в Тропическую Африку.
Во-вторых, Сомали омывается водами Аденского залива, через который доставляется ближневосточная нефть в Европу. Контролируя стратегически важный транспортный узел, Турция может диктовать условия Европе, увеличить свои шансы на вступление в ЕС. Примечательно, что «политику открытости» в отношении африканских стран Турция провозгласила в 1998 г., т.е. через год после того, как на Люксембургской встрече ЕС не включил Турцию в число кандидатов, обосновав это сохранением турецких войск на Кипре. Таким образом, ЕС не оправдал ожидания Анкары, что заставило переосмыслить приоритеты внешней политики. В результате, Турция делает выбор в пользу многосторонней дипломатии.
В-третьих, через Сомали пролегает морской путь из Европы в Азию. В последнее время Анкара уделяет особое внимание азиатскому вектору внешней политики. В известной книге А. Давутоглу «Стратегическая глубина» в числе «ближних континентальных зон» внешней политики Турции наряду с Европой, Северной Африкой и Центральной Азией перечисляются Южная и Восточная Азия [4]. Таким образом, Сомали выполняет роль связующего звена между Турцией и странами Азии.
Наконец, политика по закреплению позиций в Сомали направлена на подрыв влияния Ирана на Ближнем Востоке. В 2015 г. Турция подписала с Катаром и Сомали соглашение о строительстве первых зарубежных турецких военных баз. База в Катаре обеспечит безопасность этого государства от произвола Ирана, главным козырем которого является Ормузский пролив. Если Иран перекроет Ормузский пролив, остановится большая часть экспорта нефти Саудовской Аравии и Катара. Присутствием в Сомали Турция может ослабить позиции Ирана в Йемене, где Иран оказывает поддержку военизированным группировкам шиитов. Союзник Турции – Саудовская Аравия – уже принимала непосредственное военное участие в йеменском конфликте.
О скрытом противостоянии между Тегераном с одной стороны и Анкарой и Эр-Риядом с другой за Баб-эль-Мандебский пролив свидетельствует тот факт, что Иран открыл посольство в Сомали в 2012 г., т.е. уже через год после начала турецкой экспансии. Более того, в 2016 г., после нападений на дипломатические представительства Саудовской Аравии в Иране, Сомали разрывает отношения с Тегераном, назвав официальной причиной вмешательство Ирана в свои внутренние дела [1].
Таким образом, Сомали – плацдарм для турецкого проникновения в Африку и закрепления позиций на Ближнем Востоке, это государство, посредством которого Турция рассчитывает усилить свою экономическую мощь и укрепить международный авторитет. Несмотря на некоторые просчеты, темпы турецкого проникновения в Сомали оказались внушительными. Это объясняется тем, что Турция выбрала подходящий момент для начала экспансии – 2011 г., период гуманитарной катастрофы в Сомали.