Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS CONNECTED WITH ELECTION OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kislitsyna M.G. 1
1 Novosibirsk State University
Election of the head of the state is a relatively new institute of political system of the Russian Federation and Russian constitutional law. In this connection, there are shortcomings in the law on the election of the President of the Russian Federation. Analysis of legal practice allows us to say that the greatest number of appeals to the Constitutional Court of the Russian Federation is related to the issues of realization of active and passive suffrage, including conditions limiting such rights and the conditions of their judicial protection, the possibility of early voting. This article reviews some of the problems relating to the election of the President of Russia and possible ways of solving them.
election of the President of the Russian Federation
electoral process
legislative shortcomings
Институт выборов Президента России - важный элемент конституционного строя, цель которого состоит в формировании легитимного института государственной власти. Представляя собой совокупность правовых норм, принципов, императивов, институт выборов определяет избирательный процесс, юридическую ответственность, характеризует степень универсализации права, эффективность правоприменительной практики. Участие в президентских выборах воспринимается избирателями как важнейший гражданский акт, определяющий судьбы страны. Порядок выборов и смены органов управления относятся к числу важнейших факторов, влияющих на перспективы демократической стабильности. Поскольку институт президента в нашем государстве введён сравнительно недавно, его особенности изучены недостаточно полно и глубоко.

Важной проблемой, которая возникает при каждых очередных выборах, является феномен абсентеизма. Если в 90-е годы абсентеизм был во многом связан с недовольством конкретными политическими лидерами, то в настоящее время протест зачастую связан с неверием в соблюдение процедуры выборов её организаторами [5]. В целом процент абсентеистов уменьшается за счет перехода некоторых граждан в категорию «пассивного большинства», голосующего за существующую власть. Несмотря на тот факт, что на данном этапе абсентеизм не представляет большой угрозы легитимности действующей власти, при сохранении отмеченных выше тенденций, абсентеисты могут стать средой распространения радикальных политических взглядов, угрожающих стабильному развитию общества [6].

Необходимо преодолеть политическую апатию, безразличие граждан к выборам (о котором свидетельствует и наличие феномена «пассивного большинства»). Этому будет способствовать обучение основам законодательного права в школах, введение спецкурсов по избирательному законодательству в училищах, техникумах, вузах. Впервые на государственном уровне заговорили о формировании знаний избирательного законодательства у граждан России, начиная со школьной скамьи, в 1995 с принятием Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации [4].

Важной задачей является поднятие уровня профессионализма людей, занимающихся организацией выборов. В связи с этим, распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года был создан Центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии, который предусматривает создание региональных отделений в субъектах Федерации, обеспечивающих выполнение аналогичных целей и задач в регионах [2]. Тем не менее, в настоящее время высок уровень недовольства избирателей работой членов избирательных комиссий [6].

Статьей 33 Закона «О выборах Президента Российской Федерации» [1] предусмотрено, что «политические партии участвуют в выборах Президента Российской Федерации на равных основаниях...», вместе с тем, политическим силам, не представленным в Государственной Думе или в законодательных (представительных) органах не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, необходимо собирать подписи в поддержку своего кандидата. От такой обязанности освобождаются парламентские партии. Выходит, что не все политические партии обладают равными правами[1]. Устранение противоречия возможно одним из двух способов: 1) обязать парламентские партии собирать подписи в поддержку своего кандидата; 2) отказаться от сбора подписей для всех политических партий вне зависимости от представительства в законодательных органах [3]. Автору статьи представляется верным первый способ, так как он позволит своевременно учитывать меняющиеся предпочтения электората. Кроме того, остаются вопросы по поводу того, как отграничить предвыборную агитацию от информирования избирателей и свободы выражения мнений. Следовательно, законодательство в части предвыборной агитации нуждается в совершенствовании.

Правовая основа избирательного процесса пока не является по-настоящему устойчивой, что вызвано первыми этапами становления нового государства и политической борьбой в нем, но в последние годы можно отметить положительную тенденцию укрепления электоральной демократии и приобретения законом, регулирующим выборы Президента России, большей стабильности. О его стабильности свидетельствует более долгий период времени, в течение которого он применяется (2003-2016 гг.): предыдущие законы от 1995 г. и 1999 г. применялись всего по 4 года, и каждый из них стал правовой основой лишь для одних выборов (2000 г. и 2004 г. соответственно).

Итак, при проведении выборов Президента России обнаруживаются такие проблемы, как абсентеизм и низкая правовая и политическая культура населения, выражающаяся в феномене «пассивного большинства», недостаточная эффективность работы избирательных комиссий, неравенство возможностей политических партий в зависимости от представительства их в законодательных органах при декларировании в законе равенства их прав, сложность в отграничении предвыборной агитации от беспристрастного информирования о деятельности политических лидеров. Решение данных проблем должно проводиться по направлениям совершенствования избирательного законодательства и реализации социальных программ, направленных на повышение правовой и политической культуры граждан.