Обязательным элементом современной системы образования является тестирование как метод оперативного контроля знаний.
Связь между вероятностью случайного ответа и успешностью выполнения теста
Успешность выполнения теста, балл |
Вероятность случайного правильного ответа |
|||||||||
Число предлагаемых ответов |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Учащиеся |
5,6 |
7,3 |
8,0 |
10,0 |
9,1 |
0,50 |
0,33 |
0,25 |
0,20 |
0,17 |
Студенты |
8,0 |
8,8 |
10,0 |
10,0 |
5,3 |
|||||
Среднее |
6,1 |
7,4 |
8,4 |
10,0 |
8,3 |
Однако на объективность оценки часто влияют случайные факторы и, в частности, вероятность случайного выбора правильного ответа. Значение этого фактора снижается при увеличении числа предлагаемых для выбора ответов. В то же время при увеличении числа вариантов ответов в большей степени рассеивается внимание, что отрицательно сказывается на успешности выполнения теста.
Для оценки влияния указанных факторов нами было проведено тестирование в студенческих группах Северо-Осетинского госуниверситета и учащихся выпускных классов средних школ г. Владикавказа. Для того, чтобы количественно оценить влияние случайного фактора (таблица), был введен коэффициент успешности k :
K = S / P
где S – успешность выполнения теста (оценка по шкале от 0 до 5 баллов), балл;
Р – вероятность случайного ответа.
Вероятность Р вычислялась по формуле:
P = 1 / n
где n – число вариантов ответа.
Полученные результаты позволяют сделать заключение, что в тестах закрытого типа с выбором единичного ответа оптимальное число вариантов ответов равно 5. Это противоречит устоявшемуся мнению о 4 вариантах, что используется, например, в заданиях ЕГЭ.