Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки бакалавров является одной из актуальных проблем современного развития общества. Основные функции образования связаны с воспроизводством культурных и социальных ценностей и социализацией личности в обществе. Учитывая динамичность современного общества, в частности, экономической системы (соответственно и рынка труда) образование выступает, прежде всего, как институт для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы: для передачи знаний и опыта, свойственных различным профессиям, то есть подготовки квалифицированных кадров для различных сфер деятельности.
Реальный ресурс для системы образования и действительный контингент обучаемых студентов составляют не любые индивиды, а такие, которые желают учиться, то есть имеют достаточные стимулы к тому, чтобы предпринимать соответствующие усилия, затрачивать энергию и время. Мотивация к образованию является чрезвычайно важным ресурсом. Одним из потребителей образовательного процесса являются студенты [2].
В рамках предусмотренной программой обучения научно-исследовательской работы студентов нами было проведено социологическое исследование по теме: «Удовлетворенность учебным процессом студентов филиала ВГУЭС города Артема».
Цель данного исследования: выявить основные аспекты формирования студенческого мнения об образовательном процессе в филиале ВГУЭС. Задачи исследования изучить:
1. совокупное мнение студентов о качестве предлагаемого образования,
2. профессиональные качества преподавателей,
3. мнения студентов об организации общественных и развлекательных мероприятиях в университете,
4. соблюдение порядка в университете,
5. необходимость кураторства в студенческих группах.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на формирование мнений студентов о качестве учебного процесса.
Объектом исследования выступают студенты в количестве 56 чел., обучающиеся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» первых – четвертых курсов филиала ВГУЭС г. Артема.
В ходе исследования выяснилось, что 59,64 % студентов удовлетворены учебным процессом, однако общее число неудовлетворённых и затрудняющихся ответить составляет 40,36 %. (рисунок). Основным мотивом поступления в ВУЗ и получения образования является наличие определённой специальности (34,7 %) и желание овладеть ею (66,9 %), поступление на бюджетное место – 38,8%, обучение в родном городе – 28,6%.
Удовлетворенность учебным процессом
Основным критерием привлекательности нашего ВУЗа являются рекомендации друзей, родителей, знакомых (22,1 %), а так же желание продолжить обучение после колледжа (22,8 %). Интересен тот факт, что основная доля обучающихся на бюджетной основе являлись студентами колледжа ВГУЭС.
На предложенной ниже диаграмме отражено мнение студентов об уровне преподавания в нашем университете, где видно расхождение во мнениях студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческий основе.
Большинство из бюджетников (71,43 %) оценивают уровень преподавания, как высокий, и всего 5,2 % считают, что уровень преподавателей не соответствует читаемой им дисциплине. В то время как 43,75% студентов, обучающиеся на коммерческой основе удовлетворены уровнем преподавания, а 18,75 % считают, что уровень преподавания низкий. Из этого следует, что студенты, которые оплачивают обучение, более требовательны к качеству предоставляемых образовательных услуг.
В нашем университете кураторство является неотъемлемым процессом образования студенческой молодежи. Исследование показало, что 65,2 % респондентов считают кураторство необходимо студентам на протяжении всего периода обучения. Наиболее значимыми функциями куратора респонденты отмечают помощь в проблемных ситуациях с учебой – 82,3%; 25% респондентов выделяют организацию досуга; 38% надеются на помощь куратора в налаживании отношений с сокурсниками и 41,6% в решении личных вопросов.
Так как университет имеет свою молодёжную организацию, газету и студенческий клуб, в нашем исследовании мы выявили осведомленность и участие студентов в общественных и развлекательных мероприятиях филиала ВГУЭС г. Артема. Большинство опрошенных (68,8 %) отзывается о различных мероприятиях, проводимых в университете, «хорошо» и «удовлетворительно». Однако около 15 % респондентов абсолютно не интересуются этой стороной студенческой жизни. Анализ показывает, что основным источником информации о проводимых мероприятиях в студенческих группах является староста (43,2 %), далее следуют объявления (23,8 %) и непосредственное общение со знакомыми (22,9 %). Необходимо особо отметить, что студенческая газета не достаточно освещает нужную студентам информацию (2 человека, отвечая на вопрос об источниках информации о мероприятиях, отметили газету), преподаватели и сами студенты так же не проявляют инициативы в работе над газетой.
Одним из животрепещущих вопросов является обеспечение порядка на территории ВУЗа. При этом, 65, 96 % респондентов считают необходимым поддержание порядка в здании ВУЗа и на его территории, около четверти респондентов (26,61 %) отметили важность такой функции, как проверка документов при входе в здание университета. По поводу санкций, которые должны применяться в случае неуставного поведения студентов, мнения разделились: 39,45 % считают, что это должен быть денежный штраф, а 46,79 % – уборка помещений. 13,76 % опрошенных не согласны ни с тем, ни с другим видом взыскания.
Критерии оценки профессиональных качеств преподавателей 1 - высокий уровень преподавания 2 - незаинтересованность преподавателей в передаче знаний 3 - несоответствие уровня преподавания читаемой дисциплине
В данном исследовании мы выявили степень удовлетворённости учебным процессом среди студентов 1-4х курсов направления «Менеджмент» и «Экономика» филиала ВГУЭС в г. Артеме. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Около 60,0% студентов удовлетворены учебным процессом;
2. Отмечают высокий профессиональный уровень подготовки и передачи знаний преподавателями - 57.6% студентов;
3. 65,2 % респондентов считают кураторство необходимо студентам на протяжении всего периода обучения.
4. Большинство опрошенных (68,8 %) отзывается о различных мероприятиях, проводимых в университете «хорошо». Однако, вопрос о студенческой газете показал, что многие студенты даже не знают о её существовании.
При этом, основными негативными факторами, влияющими на учебный процесс по мнению опрошенных студентов являются:
1. Отсутствие постоянного расписания занятий;
2. Расписание занятий во второй половине дня и в связи с этим, позднее их окончание;
3. Деканат не предупреждает студентов заранее о переносе или отмене занятий;
4. Низкая культура общения между студентами;
5. Незаинтерисованность и равнодушие части преподавателей к студентам.