Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В настоящее время в мире насчитывается огромное количество детей, имеющие те или иные отклонения в развитии. Так, в России, по официальной статистике Всероссийской детской диспансеризации, насчитывается 617 тыс. детей-инвалидов, среди них около 34 тыс. детей и подростков с ОВЗ не имеют возможности получать коррекционную и образовательную помощь в традиционной системе образования, что составляет примерно 18 % детей – инвалидов, нуждающихся в получении специализированной помощи [2, 14].

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», – поясняется в этом законе.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ) охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. [3, с. 27]. У таких детей состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [1, с. 15].

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены, доступных их здоровым сверстникам, каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Как показывают исследования М.Р. Леонтьевой, О.С. Рыжовой и др. в нашей стране наряду со школьным обучением многие учащиеся по различным причинам получают образование не в школьных учреждениях, а на дому. По данным статистической отчетности Министерства образования и науки России за 2013 г. образование в системе общего и специального образования (в том числе в форме надомного обучения) получают немногим более 185 тыс. детей-инвалидов. Школьные нагрузки для ребенка с ОВЗ порой становятся непосильными. Нагрузкой является не столько сама учеба, сколько условия пребывания в школе: большой коллектив детей, система обучения, когда работают не с одним ребенком, а со всеми детьми сразу, высокий темп проведения уроков.

Одним из вариантов индивидуального обучения таких детей выступает надомное обучение и воспитание, положительными сторонами которого являются индивидуальный план и темп обучения, дающий ребенку возможность работать; индивидуальные нагрузки, перманентно дозируемые не только в течение дня, но и в течение всей недели. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и темп его работы, работоспособность, утомляемость и другие, кроме того, компенсировать изолированность детей и подростков с ограниченными возможностями от общества, школы [3, с. 45-48].

В последние десятилетия проблема надомного обучения привлекает серьезное внимание таких специалистов как Л.Н. Авдеева, М.Р. Леонтьева, Т.М. Масликова, И. Овчинникова, В.В. Полищук, В. Рубенс и др., которые приходят к заключению о том, что его реализация на практике и по сей день вызывает большое число проблем. Е.В. Обухова, О.С. Рыжова, В.Ц. Цыренов и др. в своих исследованиях рассматривают вопросы коррекционной помощи учащимся в условиях надомной формы обучения.

В исследованиях многих специалистов указывается, что коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться комплексно. Специальное обучение на дому предполагает помощь многих специалистов (логопедов, психологов, социальных работников). Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер. Ежовкиной Е.В. оно рассматривается в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [3, с. 94].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений, 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

По мнению исследователей Н.Б.Крылова, Е.А. Александрова педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении.

Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности ребенка за выбор варианта решения проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Отсюда следует, что обучение на дому представляет собой востребованную на сегодняшний день альтернативу, способную скорректировать, а возможно, и компенсировать некоторые недочеты нынешнего школьного образования. Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией.

Сегодня, в соответствии со ст. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании» гражданам России предоставляется право на выбор формы получения образования, что дает основание рассматривать обучение на дому как альтернативную форму образовательного процесса, как один из путей оздоровления и укрепления здоровья детей. Право родителей дать ребенку общее образование в семье было закреплено также приказом Минобразования РФ номер 225 от 27.06.1994.

На территории Российской Федерации постепенно стали появляться образовательные учреждения, где организовано и достаточно успешно функционирует надомное обучение. Первые практические наработки по организации данных форм обучения появились в Москве, Ставропольском крае, Санкт – Петербурге. Их открытие было обусловлено потребностью общества в образовании детей, которые в силу различных заболеваний не могут посещать обычные школы и, вместе с тем, не имеют показаний для обучения во вспомогательных специализированных школах или школах-интернатах.

Но, несмотря на активное внедрение домашнего обучения в образовательную систему, современная практика обучения детей на дому встречает ряд трудностей: несовершенство общеразвивающей подготовки (форм и содержания, темпа, средств и методов обучения); неадаптированность образовательных программ и технологий обучения, учитывающих состояние здоровья и уровень развития познавательных способностей длительно болеющих детей; недостаточное использование потенциала персонального компьютера и информационных технологий. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры в общеобразовательных учреждениях, способные осуществлять индивидуальное коррекционно-развивающее обучение в условиях надомного обучения, а также информационный обмен опытом по проблеме надомного обучения учащихся с нарушенным развитием, в том числе интеллектуальным. Эти проблемы неоднократно подчеркивались такими специалистами как А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, Н.В. Флит, Е.В. Савушкина [3, с. 57-58].

На данном этапе потребность в надобном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает, а научно - обоснованных педагогических путей ее реализации в системе отечественного специального образования до сих пор нет. В то же время, несмотря на перечисленные трудности, грамотно и профессионально спланированное психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (посредством тесного взаимодействия с родителями и участниками лечебно-реабилитационного процесса) обеспечивает комплексный подход и является необходимым условием эффективности коррекционной работы, в центре которой – интересы ребенка как формирующейся личности.