Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Saratov State University

Практика модернизации современной системы образования в Российской Федерации вскрывает и делает актуальной вполне уже созревшую проблему, которую всем нам – и педагогам, и родителям, и организаторам образования, и даже политикам – придется рано или поздно решать. Эта проблема состоит в обезличенности массовой школы, фактически, в дегуманизации образования, превращении образования из практики воспитания Человека в массовое поточное производство «социализированного индивида» из «человекозаготовок». На фоне резко расширившихся возможностей получения информации, хотя бы внешнего многообразия социокультурной жизни, широких возможностей выбора занятий, товаров и услуг в современных городах, и всей динамики социума в целом школа выглядит устаревшей конструкцией прошлого. Набирающая силу идеология индивидуализации выражает, прежде всего, протест против единообразия школы и стремление к преодолению обезличенности массового образования. Это стремление особенно сильно проявляется в больших городах, где постепенно начинают создаваться крупные образовательные комплексы. Такова, на наш взгляд, одна из причин достаточная для того, чтобы школа вплотную занялась индивидуализацией образования.

Анализ ключевых документов в области образования в Российской Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании.

В этих условиях стандартизации каждый педагог прибывает в ситуации выбора своей педагогической позиции. В качестве факторов, влияющих на выбор этой позиции, можно обозначить предложенные Е.А. Александровой внешние факторы, определяющие выбор роли классным руководителем: социокультурные традиции региона, определяющие запрос к поведению педагога, выбору им стратегии и тактики взаимодействия с семьей и ребенком; духовно-нравственные основания, определяющие поведение и деятельность группы лидеров в образовательной организации; традиции образовательной организации, ритуалы, коллективное сценирование поведения; государственный заказ, выраженный во ФГОС. Считаем, что данные факторы могут быть отнесены и к выбору роли педагогом вообще.

В сложившихся условиях формируется такая педагогическая позиция как тьютор. Несмотря на некоторые различия в понимании термина «тьютор», существует аспект, объединяющий все эти определения, — посредническая функция, роль тьютора как помощника и консультанта. Приведем несколько различных определений тьюторской деятельности, используемых в современных педагогических практиках. [1]

1. Тьютор является консультантом учащегося, он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны, он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека (Б.Д.Эльконин).

2. Тьютор – педагог, который выполняет роль посредника между учителем и ребенком, организатор деятельности и программ индивидуального развития, а основными составляющими его технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение (П.Г.Щедровицкий и др.)

3. Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель (тоже представитель педагогической деятельности) передает жизненные ценности. Наряду с этим существует такая фигура «тьютор» – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу (Т.М. Ковалева).

Обобщая приведенные представления о тьюторской деятельности из разных образовательных областей, можно определить содержание тьюторской деятельности как деятельность помощника, консультанта, организатора учебной деятельности и среды, способствующую активному вхождению личности в образовательную и профессиональную деятельность. Таким образом, именно тьюторская деятельность отвечает актуальным задачам современного образования и может быть принята в качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования профессиональной деятельности современного преподавателя.

Педагогическая поддержка и тьторство

С точки зрения образовательного процесса представляет интерес понятие поддержки, которое введено в педагогику относительно недавно (О.С. Газман, А.Г. Асмолов, Л.А. Петровская и др.). Разрабатываются психологический, социальный и педагогический виды поддержки. При этом, анализ литературы показал, что однозначного понимания понятий «поддержка» и «помощь» нет. Часто они рассматриваются как идентичные, что объясняется ориентацией отдельных видов педагогической деятельности на ребенка, ради его саморазвития, развития чувства уверенности в себе. Тем не менее, понятия «поддержка» и «помощь» различны по своему смыслу.

Помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. Педагогические смыслы, вкладываемые в эту деятельность: 1) помочь другому обрести уверенность; 2) подкрепить то положительное, что есть в личности; 3) удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

В системе представлений О.С. Газмана педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека. В этом случае очень важно, чтобы ребенок научился владеть собой, становиться хозяином собственной жизни, то есть умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению. Педагогическая поддержка, согласно О.С. Газману и его последователям, дополняет и усиливает эффективность обучения и воспитания, служит связующим звеном для возникновения самовоспитания и мотивированного учения. Такое представление о поддержке наиболее полно выражает наше понимание этого вида деятельности в условиях построения системы тьюторского сопровождения образовательного процесса.

На наш взгляд тьюторская деятельность в современной школе по отношению к обучающемуся базируется на теории педагогической поддержки, как самостоятельного вида педагогической деятельности.

В рамках корпоративного стандарта тьюторской деятельности, принятого Межрегиональной тьюторской ассоциацией, полное тьюторское действие представляет собой последовательность технологических этапов, которые находят отражение, конкретизируясь в практике применения методик и технологий тьютором:

1. обустройство избыточной образовательной среды – избыточность открывает возможность различных выборов и проб (построение избыточной образовательной среды);

2. осуществление навигации в этом пространстве – помощь ученику в осознании собственных личностных особенностей и склонностей и выбор в соответствии с этими качествами, от чего придется отказаться, сделав тот или иной выбор (навигация выбора);

3. работа с разными масштабами жизненной перспективы – ребенок делает выбор здесь, в классной комнате, а тьютор создает проекцию его выбора во взрослую жизнь (проектирование следующего шага на основе рефлексии).

Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Образовательное событие

В аспекте идей тьюторства особый интерес представляет такая форма как образовательное событие.

Образовательное событие (ОС) – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм (по Б.Д. Эльконину).

Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности.

В процессе проектирования необходимо учитывать специфику событийных образовательных форматов:

1. В ОС моделируется определённая сфера деятельности / культуры (идеальная форма)…

2. Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта. ОС разворачивается как пространство компетентностных проб.

3. Задачность и режим ОС имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников.

4. Высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение субъектов дальнейшей образовательной деятельности…

5. Экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование IT и пр. [4]

Образовательное событие в отличие от воспитательного мероприятия имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов.

Особенности организации и проведения образовательного события:

− оно соответствует культурному образцу (праздник, экспедиция, инициация, карнавал, аукцион и т.д.);

− тесно связано с другими элементами и историей жизни сообщества, участников; имеет, с одной стороны, развернутый этап подготовки, с другой, – привлекательную перспективу;

− включает различные виды деятельности и позиции;

− кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.);

− в ходе события возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.

Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта, но и для группы; она строится по-разному в зависимости от того, организуют ли его сами тьюторанты и их педагоги. К ожидаемым результатам регулярной тьюторской работы в форме событий можно отнести:

– обращение тьюторантов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения человека, к проблематике социального взаимодействия;

– развития мотивации личностного развития, образования;

– решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы);

– социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.).

Кроме того, события дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию учителя (консультанта, руководителя) [3].

Проектирование образа будущего

С целью создания условий самоопределения и построения индивидуально образовательного маршрута обучающегося возможно использование приема проектирования образа будущего как ресурса сохранения и укрепления личного здоровья обучающегося. В основе этой методики лежит технология проектирования в условиях особого осознания здоровья, а именно, что здоровье – это ресурс, позволяющий достигать личных интересов, и то, насколько он развит, определяет полноту достижения целей.

Проектирование предполагает построение и сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося по достижению образа успешного человека, через построение деятельности по осознанию здоровья как ключевого ресурса достижения успеха.

С целью создания «избыточной» образовательной среды организуется деятельность студии «Здоровое поколение», в рамках которой:

– проходят постоянно действующие семинары и тренинги «Основы здорового образа жизни» и «Живая планета»;

– тренинговые программы «Общение», «Уверенность», «Креативность»;

– осуществляет свою работу киноклуб «Мирный воин»;

– организуются выездные семинары на командоообразование «Родитель – Ребенок».

Одновременно обучающийся совместно с тьютором и родителями выстраивает свой образовательный маршрут проекта «Мое здоровье – мой ресурс достижения успеха». Для осознанного построения маршрута и эффективного продвижения по нему обеспечивается сопровождение выбора обучающегося («навигация» выбора), через индивидуальные и групповые тьюторс-сессии по построению индивидуального образовательного маршрута.

В нашей технологии, на этапе «навигации» выбора используется четыре этапа планирования и достижения успеха.

Первая стадия – вдохновение, когда идея вдохновляет нас и мы решительно собираемся двигаться к цели. На этом этапе тьютору важно создать условия для осознания личных интересов и целей, проработать с тьюторантом такие вопросы, как: Чего я действительно хочу? На что это будет похоже? Что я смогу увидеть, услышать, почувствовать, когда действительно увижу это? Почему это так важно для меня?

Следующая стадия – внедрение, предполагающая поиски путей достижения результата и построение плана действий. На этой стадии возникают вопросы: Как я могу этого достичь? Какими способами я могу воплотить это в жизнь? Какие действия мне необходимо предпринять и как я их предприму? Какие ресурсы мне потребуются?

После проработки серии вопросов на стадии внедрения начинается движение дальше – стадия интеграции ценностей. Для нее характерны вопросы: Какова ценность проекта? Как она будет отличаться от того, что я представлял себе? Что является новым? Что добавилось? Собираюсь ли я идти в том направлении, в котором хочу? Как я буду поступать дальше? – таковы вопросы этой стадии. По сути, на этой стадии происходит понимание «Действительно ли это проект стоящий?».

Наконец, четвертая стадия – завершение и оценка удовлетворения (и, если это возможно, успех). Стоит проработать с тьюторантом вопросы следующего порядка: Могу ли я заявить, что проект завершен? Что я узнал? Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Как я узнаю, что достиг наилучшего результата? Как я могу использовать новые знания? Каково глубокое значение этого успеха? Раз я сделал это один раз, как теперь я могу сыграть заново, играя и добиваясь успешного результата? [2]

Для поддержания мотивации тьюторантов в процессе достижения целей используются такие приемы и методы:

– краткосрочный тайм-менеджмент (постановка задач на неделю);

– долгосрочный тайм-менеджмент (постановка задач на год, три года, «взгляд в будущее»);

– тьютор-сессии по созданию портрета здорового и успешного человека;

– подготовка волонтеров для реализации проектов «равный – равному»;

– осуществление рефлексии продвижения по индивидуальному образовательному маршруту с использованием технологии «Портфолио».

Портфолио является одной из наиболее часто применяемых в образовании разновидностей технологий, ориентированных на результат. В отечественном образовании большой интерес эта технология вызвала в связи с потребностью в аутентичном оценивании реальных достижений обучающихся в определенных предметных областях и способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию.

Технология портфолио будет обладать наилучшими возможностями для реализации названных условий, если под портфолио будет пониматься версия, предложенная Д. Мейером, согласно которой «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ обучающихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях»

Деятельность по созданию такой коллекции предполагает:

– добровольное и самостоятельное участие в отборе ее содержания;

– участие в определении критериев отбора содержания;

– самостоятельная и творческая деятельность по проектированию и созданию ее продукта;

– рефлексия учащегося относительно качества портфолио и самовосприятия.

Цель применения технологии – научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины – прослеживать динамику отношения школьника или студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

При использовании такой технологии важно учитывать следующее:

– нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от автора;

– есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты; поощряются новые элементы;

– состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

a) портфолио достижений: включает в себя результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;

б) рефлексивный портфолио: включает в себя материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы автора портфолио; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.; содержание портфолио может быть связано с работой по конкретной проблеме;

в) проблемно-ориентированный портфолио: чаще всего используется в исследовании и включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;

г) портфолио для развития навыков высшего мышления: включает материалы, отражающие процесс работы на уровне анализа – синтеза – оценивания;

д) тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу в рамках той или иной темы или модуля.

Таким образом, становление тьюторства в системе образования России происходит в контексте приложения принципа индивидуализации (провозглашенного 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования) к социализации юного гражданина города, региона, страны.

В этой связи рассмотрение тьюторского сопровождения образовательного процесса предполагает деятельность по построению событийных образовательных пространств, дающих возможность для самоопределения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута, отвечающего личным интересам обучающегося, его собственным пониманием содержания своего образования. Результативность продвижения фиксируется с использованием технологии портфолио – инструмента рефлексии своей деятельности.