Здоровый образ жизни является основным элементом культуры современного человека. В нашем сегодняшнем мире актуальны такие задачи физического воспитания молодежи, как укрепление и сохранение здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Эффективность решения этих задач напрямую зависит от степени развития личного отношения каждого человека к своему здоровью. Понимание и осознание феноменов здоровья и здорового образа жизни формируют фундамент, на котором должно строиться поведение человека. Здоровый образ жизни студента определяется его ценностными ориентациями, мировоззрением, нравственным и социальным опытом. Уверенность в себе, хорошее самочувствие, волевая устойчивость – все это признаки психологического здоровья студента. Повышение работоспособности, высокое качество здоровья, снижение заболеваемости, отличный иммунитет являются функциональными проявлениями здорового образа жизни. Также мы можем увидеть здоровый образ жизни по поведению человека, он проявляется в хорошем настроении, полноценном отдыхе, жизненной энергии.
От рождения человеку дается здоровье, которым при взрослении не все дорожат, неправильно используют этот дар природы. Тем самым человек нарушает основной закон природы – гармонию. Личность изменяется в течение жизни, поэтому с детства у ребенка нужно формировать правильное отношение к себе и своему здоровью. Процесс формирования ценностного отношения к здоровью человека имеет большое значение, так как в последнее время потеряна связь поколений в передаче культурно-оздоровительных и духовно-нравственных традиций. Нарушение законов природы ведет к разрушению здоровья.
Сейчас студенты получают очень большое количество информации, которое с каждым годом становится еще больше. Поэтому студентам все больше времени приходится проводить в учебных заведениях, сидя на лекциях, дома – за компьютером, выполняя рефераты, семестровые, курсовые. Все это провоцирует организм к малоподвижному образу жизни и к ограничению занятиями физическими упражнениями, что может привести к различным заболеваниям студента. Известно, что количество заболеваний среди студентов увеличивается за время их обучения в 2-3 раза. А 80-90 % от общего числа студентов имеют нарушение осанки. Но всему этому есть противодействие – это физическая культура и спорт, которые способствуют укреплению здоровья, улучшению всестороннего развития, снижению утомляемости, улучшению трудоспособности, повышению сопротивляемости организма различным заболеваниям за период обучения в учебном заведении. В высших учебных заведениях должны существовать программы по физическому воспитанию в виде спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время, целью которых является компенсация нехватки занятий физическими упражнениями.
Целью формирования физической культуры студента является понимание им ценностного отношения к здоровью. Призывом к выполнению упражнений будет являться собственная мотивация. Тем самым формируется психологическое здоровье, которое способствует достижению, как личных целей, так и общественных целей. Для воспитания ответственного отношения к собственному здоровью необходимо повышать интерес к занятиям спортивной деятельностью, подготавливать молодежь к самостоятельной организации спортивной деятельности [2]. Только систематически занимаясь спортом, можно улучшить свое физическое состояние. Все это зависит от самого человека и его воспитания. Если студент будет сам заниматься физическими упражнениями вне учебных занятий, то достигнет определенных целей, а учебное заведение будет ему в этом помогать своими занятиями по физкультуре.
Подведя итог можно сказать, что каждый сам решает быть ему здоровым или нет, быть ему счастливым или нет. Научившись понимать себя, человек научится понимать природу, тогда он сможет совершенствовать себя и свое здоровье. Ваше здоровье в ваших руках!