Общеизвестно, что физическая культура и спорт оказывают серьезное позитивное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека, на его ценностные ориентации. Тем важнее представляется задача приобщения молодежи к ценностям физической культуры, здоровому образу жизни, активной профессиональной деятельности.
Профессиональное образование не сможет достичь высокой эффективности, если не включит в систему своих целевых установок самовоспитание личности. Самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые студентом, не будут достигнуты. Это требует построения всего образовательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучаемого.
Способность к самосовершенствованию может существовать в виде предпосылок, зачатков, конкретных проявлений в учебном труде и во внеучебной деятельности. Стремление к самосовершенствованию, к постоянному движению вперед раскрывается в самодеятельности студента, когда внутреннее побуждение заменяет внешнее принуждение. При этом постановка цели осуществляется самим студентом при создании преподавателем соответствующих условий [3].
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Воля регулирует поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями.
Физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию следующих волевых качеств:
– упорство в достижении цели, которое проявляется благодаря терпеливости и настойчивости;
– самообладание, под которым воспринимается смелость, в качестве возможности выполнить поставленное задание, несмотря на чувство страха;
– выдержка в роли способности действовать не на эмоциях, а направленно, «с умом»;
– сосредоточенность, как способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи.
Исследование роли занятий физкультурно-спортивной деятельностью показывает, что они совершенствуют у студентов цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у студентов новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности студента на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет выполнять роль необходимого импульса к началу процесса профессионального самовоспитания.
Таким образом, в процессе физического воспитания формируется личность человека, который способен к самостоятельному развитию. Так, к примеру, сравнивая спортивного человека и человека, не обремененного занятиями физической культурой, можно точно определить, кому из них будет сопутствовать удача в достижении поставленных целей. Именно занятия физкультурой способны развить в человеке волевые качества, которые впоследствии будут использованы для самовоспитания, как профессионального, так и морально-духовного. Именно благодаря этим качествам студент сможет достигнуть профессиональных высот, не затрачивая при этом особых усилий.
Делая вывод, можно сказать, что физическую культуру необходимо рассматривать как особый род деятельности, результаты которой полезны и для общества и личности. Для студента это будет играть большую роль в достижении жизненных целей, которые он сам себе поставит и, которые он сам, без помощи других выполнит.