Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RUSSIA-USA RELATIONS IN THE ZONE OF TURBULENCE: UKRAINIAN CRISIS

Golovchenko D.P. 1
1 Saratov State University
The study of Russian-American relations, which are currently in the zone of turbulence is a very urgent task. Against the background of the Ukrainian events, the confrontation between the two nations has reached a qualitatively new level, reminiscent of the era of 1945-1991, which generates the view of the beginning of a new Cold War. In this case, the main confrontation takes place in the information space. One should take into consideration the fact that the final break of the Russian-American dialogue inevitably entail undermining the entire system of international security and stability. How long Russia and the US will be in sharp opposition depends on the intentions of both parties and their willingness to compromise, and respect for international law and the interests of each other. However, serious preconditions for the normalization of US-Russian relations are not visible yet.
Ukrainian crisis.
aggravation of relations
Russia
USA

Ухудшение российско-американских отношений является в настоящее время одной из самых обсуждаемых проблем. При этом окончательный разрыв двустороннего диалога  повлечет за собой подрыв всей системы международной стабильности и безопасности.

Цель данной работы состоит в характеристике отношений РФ и США на фоне украинского кризиса. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

- проанализировать российско-американские отношения в постсоветский период;

- выявить основные причины столкновения интересов двух держав;

- изучить их позиции по украинскому вопросу.

Прошло почти два с половиной десятилетия с того момента, как прекратила свое существование устойчивая система биполярного мироустройства. Единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты Америки. Наследницей Советского Союза стала Российская Федерация. Казалось, распад СССР положил конец холодной войне и противостоянию двух держав, продолжавшемуся  на протяжении почти полувека; с этого момента начиналась новая страница в российско-американских отношениях.

Некоторые исследователи выделяют в них три основных цикла: первый продолжался с 1991 по 1999 гг., второй - с 2000 по 2008 гг., третий - с 2009 г. по настоящее время [5]. Если говорить о динамике первого цикла, то в нем четко прослеживается траектория от стремительного улучшения двусторонних связей на их начальном этапе к ухудшению в 1999 г. Поначалу Вашингтон выражал уверенность, что Москва постепенно встанет на «путь демократии», однако к концу 1990-х гг. американцы разочаровались в России, которая фактически превратилась в деградирующее и нестабильное государственное образование. А общественное мнение в нашей стране формировалось на основе осознания утраты влияния над постсоветским пространством и нарастания в нем американского присутствия. Начал просматриваться первый кризис доверия между странами. 

Однако со вступлением в новое тысячелетие открылась новая страница двусторонних отношений. В самом начале второго цикла в обеих странах произошли политические обновления. После непродолжительного игнорирования Кремля со стороны Вашингтона произошло знаковое событие - встреча в 2001 г. Джорджа Буша и Владимира Путина в словенской Любляне. Казалось, что вновь, как и в начале первого цикла, российско-американские отношения переживают «ренессанс». Но так продолжалось недолго. Вновь из-за череды событий - выход США из Договора по противоракетной обороне, «революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» в Украине и т.д. - был взят курс на конфронтацию.

Проведение независимой политики со стороны Владимира Путина, направленной на укрепление страны, привело к возникновению новых противоречий. Российская Федерация всё отчетливее заявляла о своих  интересах, прежде всего, на постсоветском пространстве. Апофеозом этого противостояния стал грузино-осетинский конфликт 2008 г. и вмешательство в него России. Проигнорировав резкие заявления Вашингтона, Москва дала понять, что по принципиальным вопросам, существенно затрагивающим ее национальные интересы, она будет действовать без чьего-либо разрешения.

Однако после этого вновь последовала стабилизация российско-американских отношений. Начало третьего цикла было очень схожим с 1991 и 2000 гг. Происходило очередное «возрождение» отношений двух держав, вершиной чего стало подписание в 2010 г. СНВ-3 [3]. Годом ранее - в марте 2009 г. - на встрече в Женеве Хилари Клинтон подарила Сергею Лаврову большую красную кнопку на желтой основе как символ стремления американской администрации начать «перезагрузку» отношений. После этого глава МИД России и глава Госдепартамента США вместе ее нажали, дав своего рода «старт» процессу. Однако произошел лингвистический казус: на кнопке по-английски было написано reset, а русское слово «перезагрузка» написали латинскими буквами, допустив при этом ошибку - peregruzka. Тогда это сочли за маленькую оплошность американской стороны, а Х. Клинтон пообещала, что постарается не допустить «перегрузки» в российско-американских отношениях. Но если обратить внимание на реалии сегодняшнего дня, можно сказать, что это было не ошибкой, а неким «посланием» в будущее.

Третий цикл российско-американских отношений также взял курс на их ухудшение. Начал просматриваться очередной и при этом качественно новый кризис доверия между РФ и США. Здесь стоит подробнее остановиться на самом этом понятии. Доверие в психологическом смысле является состоянием, когда один партнер имеет позитивные ожидания относительно мотивов и намерений своего контрагента и верит, что поведение контрагента не будет направленно на причинение ему вреда. Исследователи выделяют в международных отношениях три основных уровня доверия: межличностное (на уровне отдельных политических деятелей), всеобщее (на уровне гражданского общества) и институциональное [1]. Причем последнее фактически является объединением первых двух.  Отдельно следует остановиться на межличностном доверии, которое, как правило, сопровождалось улучшением российско-американских отношений. В частности, можно отметить хорошие отношения Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, Билла Клинтона и Бориса Ельцина, Джорджа Буша-младшего и Владимира Путина.

Сегодня же практически не просматривается симпатии между лидерами двух стран, что усугубляет и без того жесткую риторику межгосударственного общения. Главная причина - украинский кризис, который серьезнейшим образом отразился на отношениях России с Западом. Так, посол Германии в США Петер Виттиг заявил, что политика Владимира Путина в отношении Украины разрушила доверие между странами, заставив политиков и бизнесменов почувствовать, что «мы больше не партнеры». Однако стоит отметить, что предпосылки для ухудшения отношений накапливались давно. По словам Сергея Лаврова, еще задолго до украинских событий раздавались призывы изолировать и наказать Россию, сначала за «дело Магнитского», потом за отказ поддержать смену режима в Сирии, потом обиделись из-за Сноудена и т.д. [4]

Все прекрасно помнят, с чего начинались события в Украине, втянутой в чрезвычайно сложную и запутанную геополитическую игру. В результате череды внешних событий и непоследовательной политики Виктора Януковича в стране произошла смена власти. Однако такой расклад дел устроил не всех граждан Украины. Сначала последовало волеизъявление народа Крыма, потом начались боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей. Это лишь краткий перечень событий, произошедших в Украине за последний год. Если взглянуть на них сквозь призму российско-американских отношений, точнее сквозь призму их ухудшения, можно выделить ряд закономерностей.

Сегодня многие полагают, что украинский конфликт - это конфликт геополитических интересов России и США. Смена власти в Киеве произошла при посредничестве Вашингтона, доказательством чего является интервью Барака Обамы [2]. Однако в момент бурного развития событий в феврале-марте 2014 г. последовал ответный неожиданный удар с российской стороны - Крым и Севастополь стали новыми субъектами Российской Федерации.

Столь решительные действия Москвы привели к полной утрате доверия между двумя странами. Кардинально изменилась и риторика заявлений американского истеблишмента, призывающего к международной изоляции России. По словам Сергея Лаврова, «США, которых я не характеризовал как плохих и злобных, рассылают эмиссаров по всему миру и уговаривают, чтобы все были против нас» [4]. А Барак Обама неоднократно ставил российскую «агрессию» в один ряд с лихорадкой Эбола и «Исламским государством».

Совершенно очевидно, что Украина для американцев - важнейший геополитический плацдарм для демонстрации силы и усмирения России (здесь можно вспомнить известные высказывания Зб. Бжезинского о геополитической значимости Украины). Для России же Украина представляет не только геополитический интерес, это, прежде всего, братский народ и  крупный торгово-экономический партнер в недалеком прошлом. Кроме того, украинский кризис создал серьезные проблемы для проекта евразийской интеграции, важной составной частью которого должна была стать именно Украина. Также украинская территория являлась своего рода «буфером» при защите от продвижения НАТО к российским границам.

На фоне крупномасштабной войны, развернувшейся сегодня в информационном пространстве, разрушается и без того мизерное доверие между РФ и США. При этом украинские события полностью соответствуют логике цикличности российско-американских отношений: третий цикл российско-американских отношений происходит по ранее реализованному сценарию - от улучшения к ухудшению. Однако ключевым отличием от предыдущих двух этапов является то, что противостояние вышло на качественно новый уровень, отчасти напоминающий эпоху 1945-1991 гг. Многие эксперты высказывают мнение о начале холодной войны версии 2.0 [6] (другие же говорят, что эта война не  прекращалась даже после распада Советского Союза). Так или иначе, российско-американские отношения вошли в зону турбулентности, причиной чего стало прямое столкновение интересов двух стран в пределах пространства Украины.

Очевидно, что сегодня России и США придется выстраивать доверие с еще более худших позиций, чем в 1989 г. Как долго они будут находиться в остром противостоянии, зависит от намерений обеих сторон, их стремления к компромиссу, а также уважения норм международного права и интересов друг друга. Однако серьезных предпосылок для нормализации российско-американских отношений и начала четвертого цикла пока не просматривается.