Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского: В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картинки, образы».
Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельстви условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста дошкольников считают Бондарь Н.И., Буре Р.С., Година Г.Н. [1, 25] Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к музыке. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к музыкеи желание приумножать богатство музыкальных композиций посредством сочинения и написания музыки. Каждый человек, независимо от возраста, должен любить музыку ведь музыка обогащает наш разум, чувства, дает энергию для мыслительных процессов.
В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с музыкой, ставятся следующие задачи:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видетьи понимать красоту музыки, формировать эстетические чувства;
Воспитывать интерес к родной музыке, желание больше узнать о музыке своей малой родины, о музыкальном многообразии родной страны;
Интерес к музыке появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый звук, незнакомое произведение, слушая детские песни, или классическую музыку ребенок обогащается. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания музыки, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать [3, 88].
Ценность каждой встречи ребенка с музыкой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются вединстве.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие музыки иокружающего мира может стать основой формирования патриотизма [5, 5].
Воспитатель учит детей не только внимательно слушать музыку, переживать, понимать ее, но и выражать в речи результаты своих наблюдений и прослушивания, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к музыке. Для этого педагог использует различные методы и приемы.
В старшей группе основными методами ознакомления детей с музыкой являются методы непосредственного общений с ней: прослушивания музыки, постановка каких либо танцев с детьми с уже знакомым им произведениями, исполнение произведений самими воспитанниками на элементарных музыкальных инструментах. Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в музыке. Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с музыкой.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, следовательно, она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том,чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, кродному дому посредством восприятия музыкальных произведений в процессеих слушания.
У детей подготовительной к школе группы возникает интерес к музыке родного края, к разнообразию фольклора, к произведениям всей нашей страныи народным исполнителям. Педагог должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям музыкальные особенности таких жанров, как классика, произведения народного музыкального творчества, познакомить с трудом человека отраженным в музыке, познакомить музыкой родного народа и рядом живущих народов. Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с музыкой может оказать семья.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Систематично в своей работе можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается внепосредственно – изобразительную деятельность, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Передавать свое отношение к музыке ребенок может в творческом рассказе или придуманном им самим стихотворении о прослушанном произведении. При обучении рассказыванию не только развивается связная и выразительная речь ребенка, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к музыке в речевой деятельности.
Патриотизм как нравственное чувство – это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства Родины. И развивать эти чувства необходимо, в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения личности к миру, которые формируются в ребёнке постепенно, в процессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, своей стране. При местном значении, таким направлением является знакомство дошкольников с историей и культурой Мордовии.
Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, свзрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственности формируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретаетпонятия: «дом», «улица», «город», «Родина», т.е. та территория, на которой он проживает [3, 60].
Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений, показывает, что большая часть методических материалов отражает содержание, реализуемое через стихи, песни, танцы, подвижные игры. Совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами, дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.