Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University

Проблема способностей человека является важным направлением психологической науки и практики. В зарубежной и отечественной психологической теории имеется достаточно обширный опыт исследования способностей человека (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский, Х. Вольф, Ф. Гальтон, Ч.Э. Спирмен).

Изученный материал по теории и практике профессиональных способностей позволяет уточнить понятие «способности».

Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специализированными функциональными системами головного мозга и при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какого-либо вида деятельности. Иерархия способностей позволяет рассматривать их с точки зрения общих и специальных (профессиональных) [1].

Особого внимания в психологии заслуживает проблема профессиональных способностей специалиста. Необходимо отметить, что сегодня имеет место повышений требований к специалисту (руководителю, педагогу) как профессионалу. Это обусловлено введением Профессионального стандарта педагога и в целом обновлением нормативной базы образования.

В нашем исследовании речь пойдет о профессиональных способностях руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В общее число профессиональных способностей руководителя входят: коммуникативные, гностические, организаторские, проектировочные, конструктивные и другие способности [2].

В структуре профессионального труда руководителя существенное место занимает организаторская деятельность, в ходе которой руководитель координирует и направляет деятельность коллектива дошкольного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) на достижение поставленных задач.

Организация является одной из функций управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте [3]. Для успешной реализации данной функции руководителю необходимо владеть организаторскими способностями.

Организаторские способности руководителя включают в себя следующие качества: целеустремленность, принципиальность; профессиональная компетентность и практическая направленность ума; общительность и открытость, чувство коллективизма; требовательность, находчивость, активность; способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход [2].

На наш взгляд перечисленные качества можно соотнести с процессом управления ДОУ, который обобщенно представляет собой управленческий цикл, состоящий из взаимосвязанных функций планирования, организации, контроля, анализа и регулирования.

Процесс управления коллективом дошкольного учреждения начинается с планирования (осуществления целеполагания): руководитель планирует цели и задачи деятельности, определяет концептуальные идеи. Здесь необходимо проявление целеустремленности и принципиальности.

Для достижения поставленных целей и задач руководителю необходимо организовать коллектив, распределить полномочия и функции между его членами. Для этого необходимо практическое мышление (практическая направленность ума) и профессиональная компетентность.

Общительность, открытость и чувство коллективизма понадобятся руководителю при установлении профессиональных связей для установления единства усилий в достижении цели деятельности. На сегодняшний день ведущей целью трудовой деятельности коллектива ДОУ является участие в разработке образовательной программы [4].

Еще одной важной функцией руководителя ДОУ является контроль и координация деятельности, внесение корректив в работу в случае выявления недостатков при контроле. Данная функция требует от руководителя требовательности, находчивости и активности. Проявление этих организаторских качеств позволит своевременно обратить внимание на недостатки деятельности коллектива и сформулировать пути их устранения.

Способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход – на наш взгляд, это качество должно сопровождать весь процесс управления. Данная организаторская способность позволяет руководителю быть гибким в принятии решений.

Благодаря организаторским способностям и соответствующей подготовленности у руководителя формируются специфические организаторские качества, позволяющие ему эффективно справляться с целым рядом профессиональных функций.