Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра как принудительная мера медицинского характера имеет в российском законодательстве почти 20-летнюю практику. В настоящее время уголовным кодексом РФ оно обозначается как принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях (ПНЛАУ).

В связи с более активной рекомендацией судам назначения этой меры медицинского характера у психически больных с тяжелыми психическими расстройствами, признанными невменяемыми, появились методические наработки по тактике ведения пациентов этой группы в амбулаторной практике. Вопросы же ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания у пациентов с психическими расстройствами, не относящимися к категории тяжелых (ограниченно вменяемых) четко не регламентированы.

Данный правой пробел и существующий опыт проведения ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания, способствовал выработке региональной тактики по вопросам организации данной деятельности

С соответствии с действующим законодательством (п.1.ст.97 УК РФ) принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в пункте «д» части первой статьи 97 УК РФ, суд, в соответствии с п.2 ст 99 УК РФ, наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях (ПНЛАУ).

При проведении данного вида принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания существенными являются несколько аспектов: 1.Суть психического состояния граждан, которым назначено ПНЛАУ, соединенное с исполнением наказания; 2.Правовой статус граждан, проходящих ПНЛАУ у психиатра и органы, ответственные за его исполнение; 3.Организация ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания в психиатрическом учреждении (кабинете)

Суть психического состояния граждан, которым назначено принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания:

1. АНЛАУ, соединенное с исполнением наказания, назначается лицам, совершивших правонарушение, признанных вменяемыми (ограниченно, но вменяемыми) и осужденными за совершенное правонарушение.

2. Данные граждане страдают психическими расстройствами, личностными расстройствами или находились в момент совершения правонарушения в психическом состоянии, которое не относится к категории тяжелых.

3. Их ограниченная вменяемость обусловлена тем, что осознавая фактический характер и общественную опасность своих действий, способные руководить ими в настоящий момент, их психические или личностные особенности не позволяли им в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в момент совершения правонарушения.

Правовой статус граждан, проходящих ПНЛАУ у психиатра и органы, ответственные за его исполнение:

1. Данные граждане подлежали уголовной ответственности, были осуждены и назначение ПНЛАУ у психиатра является дополнительной обязанностью, возложенной на них судом.

2. Если при назначении ПНЛАУ у психиатра лиц с тяжелыми психическими расстройствами (невменяемыми) суд возлагает обязанность проведения данной принудительной меры медицинского характера на лечебное учреждение, то в случае ПНЛАУ у психиатра ограниченно вменяемых лиц исполнение приговора является обязанностью уголовно-исполнительной системы.

3. ПНЛАУ, соединенное с исполнением наказания, граждане проходят по месту отбывания наказания. При отбывании наказания в закрытых учреждениях ПНЛАУ проводится силами психиатрической службы этих учреждений. При условном осуждении гражданина ПНЛАУ проводится в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства пациента, с чем мы и сталкиваемся.

4. Инициатива в проведении в учреждении здравоохранения ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания принадлежит уголовно-исполнительной инспекции.

Это логично, т.к. у психиатра данный пациент получает в лечебно-консультативную помощь (расстройство не относится к категории тяжелых и не позволяет психиатрической службе осуществлять принудительные меры медицинского характера – вызов, принуждение к посещениям и т.д.), а может вообще не быть пациентом (расстройство выявлено при СПЭ).

5. Согласно ст. 187, 188, 190 УИК РФ, условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) по месту жительства. УИИ осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников других служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей (в том числе и ПНЛАУ у психиатра).

6. Получение УИИ (по инициативе самой инспекции или сообщению психиатра) сведений о том, что гражданин уклоняется от проведения ПНЛАУ (более 2 раз в год) или допускает нарушения режима, может быть признано УИИ основанием для признания факта систематического уклонения гражданином от обязанностей, возложенных на него судом. В этой ситуации УИИ может направить в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

7. Согласно ст.104 УК РФ прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Таким образом, ПНЛАУ у психиатра для условно осужденного лица является его обязанностью, должно происходить по его инициативе и контролироваться УИИ.

Обязанностью психиатрической службы является организация адекватных мероприятий по наблюдению и лечению пациента, сотрудничество с УИИ, обеспечивающей контроль за исполнением осужденным возложенных на него судом обязанностей по амбулаторному наблюдению и лечению у психиатра.

Опыт проведения в Ивановской области за последние несколько лет ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания, наглядно показывает, что УИИ по отношению к условно осужденным в части выполнения возложенным на них судом обязанностей по ПНЛАУ, четко следует законодательству и активно сотрудничает с психиатрической службой. По пациентам, проходящим такой вид ПНЛАУ у психиатра, регулярно поступают запросы из Федеральной службы исполнения наказаний. Активные обращения психиатров в УИИ по фактам неявки пациентов, их неаккуратности в выполнении назначений имеют исход в виде доставления пациента, проведения с ним со стороны УИИ разъяснительной работы, контроля дальнейших посещений врача.

Основными проблемами при организации ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания, являются отсутствие законодательного регламентирования обязательности продления, его минимального срока, и контроля за ПНЛАУ при особых видах наказания.

По букве и сути Закона ПНЛАУ назначается на весь срок условного наказания или может быть снято при отсутствии оснований для продолжения, но ни УК РФ, ни УПК РФ, ни УИК РФ не предусматривают осмотр его продления.

В отношении минимального срока, законодательством не предусмотрена регламентация проведения ПНЛАУ, соединенного с исполнением наказания, если это наказание не является ни реальным, ни условным. Как, к примеру, и в какие сроки проводить ПНЛАУ, если такая обязанность на гражданина возложена, а наказанием является штраф. С какого времени наказание будет считаться исполненным – с момента уплаты штрафа или окончания принудительного лечения. И какой орган контролирует исполнение этой обязанности. Опять же, по букве закона, ПНЛАУ – это дополнительная обязанность, возложенная на гражданина судом. Окончание условного срока означает окончание наказания и не требует со стороны УИИ дополнительных сведений об окончании ПНЛАУ. Этот же принцип действует и при наложении на гражданина штрафа.

Таким образом, вопросы амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания у пациентов с психическими расстройствами, не относящимися к категории тяжелых (ограниченно вменяемых) четко не регламентированы. Отсутствие четкой правовой регламентации и существующий опыт проведения амбулаторного принудительного лечения, соединенного с исполнением наказания, способствовал выработке региональной тактики по вопросам организации данной деятельности. Нерешенные вопросы определяются правовым вакуумам стратегического уровня и не могут быть определены региональной тактикой и требуют законодательной регламентацией федерального уровня.