Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В исследованиях, посвященных изучению различных аспектов психологической культуры личности, ученые отмечают, что сложность и многомерность данного феномена. Мы полагаем, что современный молодой человек должен обладать психологической грамотностью как необходимым минимумом психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие (И.А.Баева).

Для измерения психологической культуры у студентов-первокурсников мы использовали методику О.И. Моткова «Психологическая культура личности», которая имеет шкалу А (силу потребности) и шкалу В (степень осуществления потребности). Показателями являются самопознание, конструктивное общение, саморегуляция, творчество, конструктивное ведение своих дел, саморазвитие. В исследовании приняли участие 63 первокусника, обучающихся на разных направлениях подготовки (таблица).

Уровни развития психологической культуры у студентов

Группа

Самопознание

Общение

Саморегуляция

Творчество

Конструктивность

Саморазвитие

ПК

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

ХТ

4,0

3,7

4,3

3,9

4,2

3,6

3,9

3,4

4,4

3,7

4

3

4,20

3,73

ЭСН

4,2

3,7

4,2

3,9

3,7

3,6

4

3,6

4,3

4

4,3

4,0

4,14

3,84

ЭК

4,1

3,3

4,2

3,5

3,8

3,0

4,0

3,2

4,5

3,7

4,3

3,5

4,20

3,43

Интерпретируя некоторые параметры диагностики, отметим очевидную тенденцию, свойственную всем показателям и студенческим группам, вне зависимости от направления подготовки – осуществление психологических стремлений (шкала Б) ниже, чем уровни их силы (шкала А). Данная ситуация предполагает коррекцию, поскольку отсутствие реализации личностью своих культурно-психологических потребностей может привести к дисгармонии в отношениях, недостаточной мотивированностью на будущую профессию, негативным переживаниям, стрессу, конфликтам.