Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Структуру китайского общества ряд исследователей-китаистов представляют в виде трех уровней. Первый, внутренний уровень – это «естественный жизненный коллектив», семья, выступающий как ядро общества и абсолютный нравственный императив. Второй, внешний уровень – трудно устанавливаемые, но устойчивые связи делового, профессионального или личного характера, руководимые наподобие товарно-обменных отношений взаимовыгодой. Круг посторонних людей, с которыми человек не связан никакими личными или деловыми обязательствами составляет третий, внешний уровень. На таких людей не распространяется жэнь цин («человеческое чувство»), являющееся базисом китайской социальности.

Такая структура иллюстрирует важную черту китайского мироощущения, не свойственную западной культуре – принципиальное тождество меновой стоимости и полезной стоимости вещей. Все жизненные блага и ценности, включая любовь и чувство семейной солидарности, имеют денежный эквивалент. Красные конверты с деньгами в качестве подарков детям на Новый год и молодоженам в день их свадьбы показательный пример.

Это не означает восприятия безграничного накопления капитала как самоценности, также как и культа непроизводительных растрат, как в докапиталистическую эпоху. Уклад и ментальность китайцев характеризуется устойчивым балансом экзистенции, труда и денежной экономики. В качестве говорящих примеров можно привести традиционное снижение цен в угоду быстрому обороту капитала, но меньшей прибыли; готовность работать круглые сутки без выходных и праздников; восприятие работы как мерила жизненного счастья, приносящего доход и моральное удовлетворение; игнорирование экологических проблем, порождаемых интенсивным экономическим потреблением. Умение находить интерес в любой работе и прилежно её выполнять приводит к общественному, и экономическому успеху. Финансовый оборот уподобляется циркуляции жизненной энергии в организме, что свидетельствует о бессознательном стремлении совместить экономическую абстракцию и жизненную конкретность.