Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Новгород – это коренная русская территория, не затронутая монгольским нашествием и сохранившая пласты культуры, восходящие к общеславянским корням. Новгородский традиционный костюм – это яркое и самобытное явление русской культуры. Он сохраняет многие архаичные черты, характерные для русского костюма в целом: прямой, предельно рациональный крой, значительную длину одежды, характер декора, многослойность, колорит отдельных частей ансамбля. Новгородский традиционный костюм начал формироваться еще в территориальных рамках Новгородской вечевой республики, занимавшей огромные пространства от Карелии до Урала, от истоков Волги до Северного Ледовитого океана, которые в настоящее время обозначаются понятием Русский Север. В конце XVIII - начале XX в. развитие костюма продолжалось в границах Новгородской губернии. Новгородский традиционный костюм являлся частью общерусского и развивался в русле севернорусских традиций. Для него характерен женский костюм, состоящий из рубахи с сарафаном, дополненный нагрудной душегреей. Сарафан первоначально был косоклинным, глухим или распашным. Такой сарафан сохранялся у новгородских старообрядцев вплоть до конца XIX - начала ХХ столетия. Со второй половины XIX в. косоклинный сарафан активно вытесняется круглым или прямым, а с конца столетия сарафанный комплекс заменяется юбочным, состоящим из юбки с кофтой. В наибольшей мере своеобразие новгородского женского костюма проявлялось в декоративном оформлении: в нашивках по подолу сарафанов, в оформлении ворота, оплечий, рукавов и подола рубах. Вплоть до второй половины девятнадцатого века в некоторых губерниях (Владимирской, Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откидными рукавами. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными, гладкими вставками, пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка. Сарафаны подпоясывались на талии, иногда - под грудью. До конца XIX века в состав праздничного женского костюма входила короткая безрукавная одежда - душегрея. В холодное время года, выходя из дома, на сарафан надевали шугай, кафтан или пониток, а зимой - шубу. Как указывает, например, H. Чернышев, корреспондент РГО из Череповецкого уезда в 1840-х гг., в будни на женщинах были надеты «синий сарафан, белая рубашка... на голове кокошник», в праздники - «ситцевые сарафаны, большею частию кумачовые, т. е. красного цвета, белая рубашка и штофный кокошник, сверху надевают шугай, а зимой шубу, крытую крашениной или нанкой» [1]. В конце XIX - начале XX веков новгородский женский костюм был представлен двумя основными комплексами: традиционным сарафанным и постепенно вытесняющим его юбочным, имевшим городское происхождение, а также городским платьем. В основе юбочного комплекса были длинная юбка и кофта, надеваемые поверх различного типа рубах. Молодые носили приталенные кофты («казаки», «баски»), пожилые женщины и старухи - кофты свободного покроя. Их надевали навыпуск и обычно не подпоясывали. Летом в будние дни - дома и особенно на работе – кофта не надевалась. В холодное время года при выходе на улицу юбочный комплекс дополняла короткая верхняя одежда - душегрейка («шугайка», «душегрейка», «кофта на кудели»). Оба комплекса одежды могли дополняться передником. Он входил как в комплекс повседневной одежды, так и праздничной. В Устюженском уезде бытовал особый вид передников с рукавами – «запоны». Головные уборы отличаются большим разнообразием: это девичьи повязки и венцы, женские – сороки, кокошники, косынки, сборники, повойники, а также платки и шали. В первой половине XIX века особой спецификой отличались головные уборы валдайских женщин. Здесь, как показывают иллюстративные материалы, наряду с традиционными, носили полотенчатые уборы, сходные с головными уборами западных российских губерний.

Головные уборы в новгородском костюме также совпадали в целом с общерусскими и севернорусскими. Своеобразие новгородской традиции выражалось, прежде всего, в уникальном сочетании типов праздничных головных уборов замужних женщин, в особенностях материалов, применяемых для декорирования, и в облике праздничных девичьих уборов-венцов. Для новгородского костюма XIX - начала ХХ в. характерно доминирование односоставных уборов над сложными кичкообразными, своеобразное сочетание различных типов кокошников и сорок, бытование сравнительно невысоких девичьих повязок, а также широкое использование в девичьих и женских головных уборах и украшениях речного жемчуга и материалов, его имитирующих.

Традиционный костюм Новгородской земли, демонстрирует удивительную силу культурной памяти народа, что имеет неоценимое значение для понимания уникальности и самобытности русской культуры в целом.