Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Zinoveva I.S. 1
1 Voronezh State Academy of Forestry Engineering

Развитие экономики малолесных регионов во многом обусловлено лимитирующим характером имеющихся лесных ресурсов. В этой связи необходимо уделить должное внимание лесному сектору, который в настоящее время испытывает значительные трудности в процессе реформирования.

Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, который выполняет защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и средообразующие функции. На всех этапах развития лесного сектора организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей, как на уровне региона, так и страны в целом.

Земли государственного лесного фонда, находящиеся в ведении комитета лесного хозяйства Курской области, по данным государственного лесного реестра на 1 января 2013 года, занимают площадь 250,3 тыс. га, в том числе покрытые лесной растительностью – 245 тыс. га.[1]. Лесистость данного региона составляет 8,2 %, а с учётом защитных насаждений – 10, 1%, что значительно ниже оптимальной лесистости (15%), когда лес в полной мере соответствует почвозащитному и водоохранному значению. Общий запас древесных лесных насаждений за 2 года увеличился на 7,3млн. м3. Что касается площади лесных земель Курской области, то данный показатель в 2013 году составляет 270,3 тыс. га., и имеет незначительное увеличение по сравнению с 2011 годом (таблица).

В настоящее время в лесном секторе Курской области накопились проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты, и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.

Характеристика лесного фонда Курской области в 2011-2013 гг.

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

Темп роста в %

2012г.

2013г.

Общая площадь земель лесного фонда, тыс.га

-всего

-покрытые лесной растительностью

250,3

245

250,2

245

250,3

245

99,96

100

100,04

100

Лесистость территории, %

8,2

8,2

8,2

100

100

Общий запас древесных лесных насаждений, млн. м3

37,12

37,11

44,42

99,97

119,70

Объём заготовленной древесины, тыс. м3

182,73

155,7

152,07

85,21

97,67

Площадь земель на которых расположены леса, тыс.га

270,2

270,3

270,3

100,04

100

Использование ежегодного допустимого объёма изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях, при уходе за лесами, при рубке повреждённых и погибших лесных насаждений за последние годы вследствие отсутствия сбыта дровяной древесины не превышает 85% [3].

Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску уничтожения пожарами, поражения вредителями и болезнями. В этой связи необходимо увеличение объёмов заготовки древесины и её переработки.

Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (37 человек на 1 м2), что более чем в 3 раза превышает среднее значение по России создаёт высокую антропогенную нагрузку на леса [2].

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем составляет 6 месяцев. Средний класс пожарной опасности в лесах Курской области – 3,8 ед.[1].

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от вредителей и болезней леса. При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах Курской области может удвоиться и достичь 50 тысяч гектаров. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объёмы мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов вследствие отсутствия финансирования в последние года не осуществлялись.

Остаётся высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объёмов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объёмы рубок ухода в молодняках(осветление, прочистка) снизились почти в 1,5 раза.

Неурегулированность вопросов финансирования по уходу за объектами постоянной лесосеменной базы и заготовке семян, платность проведения контроля посевных качеств семян привело к резкому сокращению объектов единого генетико-селекционного комплекса, уменьшению объёмов заготовки семян и ассортимента выращивания посадочного материала что, в свою очередь отрицательно отражается на устойчивости выращиваемых лесных насаждений.

Дальнейшее развитие должна получить создаваемая система государственной инвентаризации лесов, обеспечивающая информацией принятие обоснованных управленческих решений на областном и федеральном уровнях. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на региональном уровне. Отсутствие целенаправленных мероприятий по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах Курской области приведёт к снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и возникновения объёмов нелегальных лесозаготовок.

Дальнейшее развитие лесного хозяйства области не может быть осуществлен без укрепления кадрового потенциала. Ежегодно растёт дефицит квалифицированных кадров, остаётся низким уровень производительности труда, что обусловлено низким уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.

Указанные проблемы носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне комитета лесного хозяйства Курской области. Их решение требует значительных ресурсов и согласованности действий органов исполнительной государственной власти. Необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов нескольких уровней бюджетной системы Российский Федерации, продолжительность сроков реализации большинства планируемых мероприятий, их затратность предусматривает решение обозначенных проблем программно-целевым методом.