Значимость лесного сектора для экономики развитых стран подтверждается такими факторами, как растущая доля промышленного производства в объёме ВВП, стабильные валютные поступления от экспорта, постоянно растущий спрос на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешнем рынке. По прогнозу ООН к 2020 году мировая потребность в деловой древесине вырастает примерно на 300 млн. кубометров и основные надежды в покрытии этой потребности мировое сообщество возлагает на леса России.
Однако в результате глубокого кризиса и спада лесопромышленного производства доля Российской Федерации в мировом лесном секторе стала незначительной. В мировой торговле лесными товарами лишь по экспорту круглого леса наша страна занимает достойное место (26% от стоимости мирового экспорта). По остальным видам лесобумажной продукции положение значительно хуже: по пиломатериалам - 5%, бумаге и картону - 1,5%.
Ещё лет двадцать назад лесной сектор России был в пятёрке лидеров среди развитых стран, но в последние годы резко затормозил своё развитие. С тех пор производство лесопродукции снизилось почти в 3 раза. Основной причиной резкого снижения выпуска лесобумажной продукции является крайняя техническая и технологическая отсталость производства. В результате российские лесные товары по сравнению с зарубежными имеют низкое качество и конкурентоспособность, поэтому продаются на внешнем рынке по ценам на 30% ниже среднемировых [1].
Опыт реформирования лесного хозяйства России показал, что если власть в стране хочет его разумного регулирования, улучшения качества и увеличения ценности лесов, видит в них существенную долю национального богатства всех россиян, а не объект для спекулятивного создания капиталов частных лиц, то ей необходимо обеспечить проведение последовательной лесной политики. Это должна быть реалистичная федеральная политика, опирающаяся на понимание того, что в стране, обладающей самыми крупными в мире запасами древесины, лесной сектор является главной опорой устойчивого экономического развития. И причины этого хорошо известны: в отличие от нефти, газа, угля, минерального сырья, древесина и другие лесные ресурсы – возобновляемые, а издержки на их охрану, защиту и управление минимальны.
Динамика показателей использования лесов Воронежской области в 2011 – 2013 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Годы |
Темп роста, % |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
Площадь земель, |
тыс. га |
501,7 |
496,9 |
457,5 |
99,04 |
92,07 |
2 |
Площадь лесных земель |
тыс. га |
454,9 |
409,1 |
410,7 |
89,93 |
100,39 |
3 |
Лесистость территории |
% |
8,1 |
8 |
8,1 |
98,77 |
101,25 |
4 |
Общий запас древесины лесных насаждений на землях лесного фонда |
тыс. м3 |
71440 |
66190 |
66370 |
92,65 |
100,27 |
5 |
Объем заготовленной древесины |
тыс. м3 |
743,7 |
452,7 |
461,6 |
60,87 |
101,97 |
В силу географических причин и антропогенных факторов не все субъекты Российской Федерации располагают значительными лесными ресурсами. В этой связи проблема, связанная с развитием лесного сектора, особо значима для малолесного региона. Воронежская область относится к малолесным территориям России, поэтому вопросам лесовосстановления и лесоразведения всегда уделялось первостепенное значение [2].
По данным таблицы видно, что за последние годы произошло уменьшение площади земель Воронежской области, на которых расположены леса с 501,7 тыс. га до 457,5 тыс. га. Также прослеживается динамика сокращения площади лесных земель с 454,9 до 410,7 тыс. га. Лесистость территории по состоянию на 1.01.2014 г. составляет 8,1%. По итогам 2013 г. наблюдается увеличение общего запаса древесины лесных насаждений на землях лесного фонда (в 2012 г. – 66190 тыс. м3, в 2013 г. – 66370 тыс. м3). Объем заготовленной древесины в 2013 году составил 461,6 тыс. м3, что на 1,97% выше, чем в предыдущем году, однако на 37,93% ниже, чем в 2011 г. [3].
Все леса Воронежской области являются защитными лесами и как отдельная целевая группа лесов выполняют исключительные средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, климаторегулирующие и иные полезные функции, обеспечивающие в первую очередь сохранение благоприятной окружающей среды, условий жизни населения, биологического разнообразия природных экосистем.
Для решения проблемы развития лесного сектора малолесного региона была разработана Государственная программа Воронежской области «Развитие лесного хозяйства» на 2014-2020 годы (далее – Программа). Она создавалась в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 «О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области» [4].
Реализация Программы направлена на обеспечение сохранности лесов, их глобального экологического значения с одновременным формированием условий социально-экономического развития лесного сектора в части применения инноваций в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Стратегия), определены основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:
- недостаточная точность учета лесных ресурсов;
- значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
- невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
- плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
- нарушение биологического разнообразия лесов.
В качестве основных стратегических целей развития лесного сектора Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
С учетом роста объемов посадки лесных культур требуется большее количество посадочного материала. В указанных целях в Воронежской области построен и начал функционировать Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющий получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Данным учреждением в течение 2013 года выращено 4 миллиона сеянцев сосны и 120 тысяч сеянцев дуба с закрытой корневой системой.
Приоритетными направлениями деятельности по развитию лесного хозяйства Воронежской области были определены:
- развитие лесной охраны;
- защита лесов от вредителей;
- ликвидация последствий лесных пожаров 2010 года.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
1. Сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на уровне 0,567% от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
2. Сохранение лесистости территории Воронежской области на уровне 8,1 - 8,2 %.
3. Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 86,2% от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
4. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (рублей на 1 га земель лесного фонда), достижение к 2020 году уровня 158,5 рубля на 1 га.
5. Увеличение использования расчетной лесосеки до 100%.
Реализация Программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений области, системное развитие использования и воспроизводства лесов.