Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Zinoveva I.S. 1
1 Voronezh State Academy of Forestry Engineering

Понятие «использование лесных ресурсов» может быть рассмотрено как с экономической, так и с юридической точки зрения. С экономической точки зрения – это деятельность, направленная на изъятие и использование свойств лесных ресурсов. С юридической точки зрения – это правовой институт (право на использование лесных ресурсов).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков в пользование. Если лесопользование является предпринимательской деятельностью, то лесные участки предоставляются только на договорной основе. Правовая основа для использования лесных ресурсов устанавливается в главе 2 Лесного кодекса РФ. Направления по использованию лесов определены в статье 25 Лесного кодекса РФ, которой предусматриваются 16 видов использования лесных ресурсов [3]

В России площадь лесных территорий, составляет 1183496,2 га, это 22% всех лесных угодий мира. Не смотря на то, что наша страна обладает такими большими площадями леса, имеют место факторы, которые создают большую угрозу развития всего лесопромышленного комплекса Российской Федерации, такие как:

1) незаконные вырубки лесов;

2) отсутствие специального нового отечественного оборудования на рынке;

3) низкая доходность бизнеса;

4) неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам;

5) лесные пожары;

6) недостаток сил и средств для охраны лесных объектов.

Исходя из мнения ученых в этой области, следует отметить, что грамотное управление лесными ресурсами – залог их рационального использования и воспроизводства. На сегодняшний день проблемы, возникающие в системе управления лесными ресурсами как на федеральном, так и на региональном уровнях не менее актуальны, чем в предшествующих периодах.

В настоящее время управление лесным хозяйством РФ на Федеральном уровне осуществляется через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и территориальные органы Рослесхоза, а также подведомственные федеральные государственные учреждения.

Более половины всех лесов России произрастает на вечномерзлотных почвах (Сибирь и Дальний Восток), что обусловливает их низкую продуктивность. Лишь 55% площади лесов представляет интерес для эксплуатации, но преобладающая их часть – на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали – значительно истощена в результате экстенсивной эксплуатации в течение последнего столетия [1].

Рассматривая региональный уровень, стоит отметить, что управление лесным хозяйством Российской Федерации представлено либо трехуровневой, либо четырехуровневой системой.

Трехуровневая система управления включает в себя: правительства (администрации) субъекта РФ; комитеты и департаменты по лесному хозяйству либо агентства по лесам; лесничества и лесопарки.

Четырехуровневая система управления включает: правительства (администрации) субъекта РФ; министерства сельского хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды; либо департаменты природных ресурсов; либо управления, отделы лесного хозяйства; лесничества и лесопарки.

В отдельных регионах (Астраханская, Воронежская, Белгородская, Курская, Орловская, Ростовская, Волгоградская, Тульская и другие области) идет процесс изменения структуры лесов в сторону ухудшения, вызванный запрещением рубок в малолесных областях Российской Федерации. Однако увеличение площади спелых и перестойных лесов ведет к усилению негативных лесопатологических процессов.

На семинаре-совещании в Воронежской области 26 июня 2014года в своем докладе врио руководителя управления лесного хозяйства Александр Величко ознакомил слушателей с динамикой использования лесов области за последние пять лет: «Ежегодное использование запасов древесины в лесном фонде области не превышает 45% от установленной расчетной лесосеки. Это означает, что из каждых 100 м3 древесины, которая может быть использована в порядке проведения выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных мероприятий, вырубается не более 45 м3. Это негативно влияет на общее состояние лесов.

Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесных насаждений, подверженных риску поражения вредителями и болезнями» [4].

Лесистость территории региона с 2009 по 2013 г. снизилась на 0,3процентных пункта и на данный момент составляет 8,1% (таблица).

Сведения об использовании лесных ресурсов Воронежской области в 2009-2013 гг.

Показатели

Годы

Темп
роста (2013г.
к 2009г.), %

2009

2010

2011

2012

2013

Лесистость территории, %

8,4

8,1

8

8,1

8,1

96,4

Площадь лесных земель:
– всего, тыс. га

455,3

455,1

454,9

409,1

410,6

90,2

В том числе покрытые
растительностью, тыс. га

437,1

421,1

421

375,7

376,8

86,2

Объем заготовленной
древесины, тыс. м3

305,6

336,2

743,7

452,7

461,3

150,9

Общий запас древесина лесных насаждений на землях лесного фонда и иных категорий, млн. м3

75,51

71,02

71,44

66,19

66,37

87,9

Площадь земель, на которых
расположены леса, тыс. га

501,7

501,7

501,7

496,9

457,5

91,2

Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса Воронежской области, имеет тенденцию к увеличению, однако, площадь лесных земель сократилась на 9,8%, а покрытых лесом земель – на 13,8% вследствие ущерба, причиненного лесными пожарами 2010 года. Общий запас древесины лесных насаждений за пятилетний период снизился на 9,14 млн. м3.

Положительная динамика наблюдается по показателю объема заготовленной древесины, который увеличился на 155,7 тыс. м3.

При снижении общего запаса прослеживается тенденция увеличения запаса спелых и перестойных насаждений, что обуславливает необходимость грамотного планирования и проведения рубок лесных насаждений.

Увеличение площади непокрытых лесом земель, в том числе и общего фонда лесовосстановления, демонстрирует уничтожение молодняков пожарами 2010 года.

Использование лесных ресурсов производится как за счет государственных средств, так и за счет средств предпринимателей, получивших участки лесного фонда в аренду. Заготовка древесины осуществляется в порядке проведения выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях, рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных мероприятий и прочих рубок, которые предусмотрены Лесным планом Воронежской области и лесохозяйственными регламентами лесничеств.

Проведенный анализ реализуемого инструментария управления лесным хозяйством и организации лесопользования в регионах малолесной зоны свидетельствует о том, что в современных условиях данный инструментарий является недостаточным для обеспечения роста объемов лесопользований при рациональном использовании лесных ресурсов в необходимых масштабах. В данном случае следует говорить о необходимости поиска механизмов, позволяющих данные процессы оптимизировать.

«Управление лесного хозяйства, – как сообщил Величко, – намерено продолжить информационное взаимодействие с потенциальными инвесторами с целью их привлечения в лесную отрасль для развития перерабатывающего производства мелкотоварной и низкосортной древесины» [4].

В заключении необходимо отметить, что особенностью современного этапа развития системы лесоуправления является протекание его в условиях формирующейся рыночной экономики: многообразия форм собственности, либерализации экономики, ухода государства из хозяйственной сферы, развития предпринимательства. Как показывает практика управления лесными ресурсами в разных странах, государство может эффективно управлять своей собственностью в этой сфере, если применяет преимущественно не административные, а экономические методы управления. Использование лесных ресурсов как интегрирующего ресурса в экономике регионов малолесной зоны предполагает реализацию комплекса инструментов как на федеральном, так и на региональном уровнях управления.