Большая часть российских промышленных предприятий многих отраслей народного хозяйства, находится в состоянии, когда инвестиционная деятельность, в особенности направленная на обновление и модернизацию основных средств, практически не осуществима. Предприятия вынуждены заменять основные средства не по причине их морального устаревания, а по причине невозможности дальнейшей физической эксплуатации. Так же, имеются недостатки в маркетинговой сфере принятия стратегических решений, при этом стоит отметить, что даже удачные маркетинговые решения, направленные на ускорение реализации готовой продукции, не приносят высокого экономического эффекта, по причине нивелирования его высокой стоимостью производства продукции, а так же неэффективным текущим управленческим учетом. Часто, предприятия не имеют финансовых ресурсов для модернизации или замены продукта частично или полностью.
На рисунке можно увидеть, что основными причинами, препятствующими инвестиционной деятельности большинства организаций является недостаток собственных финансовых средств (на это указали 59% руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (27%), высокие инвестиционные риски (27%).
Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в % к общему числу организаций)
Описанные выше отрицательные факторы, по одиночке или в комплексе, влияют на промышленные предприятия России, затормаживая их развитие.
В свою очередь, динамичное развитие промышленности играет важнейшую роль в обеспечении населения как доступными и качественными товарами отечественного производства, так и дополнительными рабочими местами. Отечественная промышленность, имея высокий потенциал развития, должна стать не только источником импортозамещения, но одной из точек роста национальной экономики, превратив страну в экспортера не только углеводородов и военной техники, но и других промышленных товаров.
Учитывая все вышеописанные факторы, своевременная разработка финансово – инвестиционной стратегии как комплексной системы прогнозных целевых индикаторов результативности деятельности организации с необходимой детализацией и обоснованием объема и структуры финансово-экономических ресурсов и их источников, а также направлений их эффективного использования является более чем актуальной. Наличие подобного стратегического плана позволит наиболее эффективно нивелировать отрицательное влияние неблагоприятных экономических факторов, а так же планировать и реализовывать проекты совершенствования производственной, маркетинговой, социальной и управленческих сфер.
Финансово-инвестиционная стратегия является неотъемлемой составляющей генеральной стратегии, представляющая собой формализованную комплексную систему прогнозных целевых индикаторов результативности деятельности организации с необходимой детализацией и обоснованием объема и структуры финансово-экономических ресурсов и их источников, а также направлений их эффективного использования для повышения потенциальной рыночной стоимости бизнеса.
Специфика бизнес-развития промышленных предприятий, на которой строится финансово – инвестиционная стратегия, определяется характерными отраслевыми особенностями и меняется от отрасли к отрасли и в данной статье мы не будем проводить подробный анализ данного вопроса.
Исследование особенностей современного этапа развития предприятий реального сектора экономики позволило выделить его наиболее приоритетные направления развития, такие как создание конкурентоспособного продукта; наращивание количества выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью; использование возможностей для выхода на зарубежные рынки; использование внутренних источников экономического развития; увеличение инвестиционного потенциала с пропорциональным увеличением доли инновационных технологий в производственном процессе хозяйствующих субъектов и др.. Достижение этих целей обеспечит появление новой стратегии долгосрочного и среднесрочного бизнес-развития, и обеспечит конкурентные преимущества с помощью политики направленной на обновление и модернизацию производственных мощностей предприятий.
Что в свою очередь поможет предприятиям достичь: повышения конкурентоспособности, расширения производственной деятельности, выхода на новые рынки, увеличения социальной ответственности и общественной значимости предприятия в регионе.
В процессе улучшения системы управления инвестированием производственной модернизации и внедрения инновационных технологий на промышленных предприятиях, необходимо выработать процесс, который кроме интересов предприятия будет учитывать наиболее важные области развития региона в котором находится конкретное предприятие.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что для промышленных предприятий России необходимо разрабатывать финансово – инвестиционную стратегию с особым акцентом на:
– Реализацию реальных инвестиционных стратегий в рамках технического перевооружения и внедрения инновационных технологий.
– Специализацию (модернизацию и частичную или полную замену продукта).
– Организационное структурирование.
При этом для формирования финансово – инвестиционной стратегии проекта необходимо учесть объемы финансовых ресурсов направленных на технологическое переоснащение и освоение инновационных технологий. Кроме классических показателей (внутренняя норма доходности, бюджетный эффект инвестиционного проекта, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, индекс доходности), в финансовых результатах реализации финансов – инвестиционной стратегии, необходимо учесть эффективность инвестирования направленное на производственное переоснащения и освоения высоких технологий.
В данном исследовании, во-первых были определены факторы, затормаживающие инвестиционную деятельность промышленных предприятий; во-вторых, рассмотрена возможность применения на предприятиях финансово – инвестиционной стратегии, для решения проблем связанных с трудностями ведения инвестиционной деятельности, в третьих, описаны проблемы и направления развития с учетом которых должна разрабатываться финансово – инвестиционная стратегия.
Исследование показало, что при условии применения на промышленных предприятиях финансово – инвестиционной стратегии, разработанной с учетом как региональных, так и отраслевых особенностей хозяйствующего субъекта, можно значительно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции по целому ряду факторов, укрепить экономическую безопасность и повысить социальную значимость компании в регионе.