В качестве одного из направлений региональной социально-экономической политики для Южного федерального округа (ЮФО), обеспечивающей реализацию концепции устойчивого развития южного макрорегиона, выступает переориентация отраслевой структуры производства, то есть создание и развитие в слаборазвитых регионах новых конкурентоспособных производств, соответствующих местным условиям, используя собственный воспроизводствееный потенциал (в т.ч. природно-ресурсный) [2].
В качестве рекомендации предлагается достаточно высокозатратный, но стратегически эффективный путь преодоления кризисных явлений в экономике южного макрорегиона России и формирования устойчивого развития его субъектов – реализация кластерных инициатив, на примере создания агрогородов, территориально-производственных кластеров, территориальных туристсо-рекреационных кластеров [1].
Меры по обеспечению устойчивого инновационно ориентированного развития Южного федерального округа, с точки зрения их стратегической направленности, должны быть нацелены на преодоление невосприимчивости производственной сферы южного макрорегиона России к инновациям, то есть на стимулирование инновационного спроса, а не на стимулирование инновационного предложения. В условиях территориально-экономических противоречий и стагнации национальной социально-экономической системы, единственной силой, способной повысить инновационный спрос, является государство, которое должно предложить реальному сектору систему стимулов для технического и технологического обновления. В качестве инструментов стимулирования инновационного спроса авторы предлагают также использовать современные информационно-коммуникативные технологии – развитие геобрендинга, как общей стратегии (плана) развития, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региональных образований по средствам создания собственных геобрендов и последующего их продвижения, в основе которой лежат: поиск эффективных моделей управления проблемными зонами региональных образований; комплексный подход к развитию территории и повышению ее привлекательности для местного населения, туристов, потенциальных инвесторов в социальном и экономическом аспектах; применение новых информационно-коммуникационных технологий [4]. Геобрендинг в системе регионального менеджмента является важнейшей составляющей компонентой социально-экономической политики органов управления на региональном уровне [5].
Выделяемые федеральные средства должны тратиться на структурную перестройку, а не на сохранение нежизнеспособных мощностей. С этой целью в рамках всей территории макрорегиона должны быть выделены статусные зоны активного государственного вмешательства путем предоставления различных льгот и дотаций новым предприятиям, действующим в ведущих и приоритетных отраслях, создание льготных условий для кластерных образований, государственное инвестирование в создание инфраструктуры (в том числе и иновационной), создание совместных организаций с частными предприятиями (по принципу государственно-частного партнерства) [1].
Таким образом, устойчивое инновационно ориентированное развитие территорий субъектов ЮФО продолжает рассматриваться как динамический процесс, направленный на обеспечение экономически эффективного, экологически безопасного, социально ориентированного расширенного воспроизводства с целью повышения уровня и качества жизни населения.