На сегодняшний день, по данным Минэкономразвития, в России насчитывается 342 моногорода, в 142-х из них уровень регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России – 5,3 %, а число городов, которые находятся в критическом состоянии, постоянно увеличивается [2].
Монопрофильные города (моногорода) – это города, жизнедеятельность которых напрямую зависит от функционирования градообразующего комплекса.
Президент России В.В. Путин затронул значимость решения проблемы моногородов, выступая с посланием к Федеральному собранию РФ, в котором указал на острую необходимость подготовить предложения по комплексному развитию моногородов [6]. Особое внимание В.В. Путин уделил необходимости реализации инвестиционных проектов с предложенными источниками финансирования, а также поддержке малого и среднего бизнеса в моногородах.
Специалисты утверждают, что сегодня моногорода представляют собой уменьшенную модель России. И большинство трудностей, с которыми они сталкиваются, характерны для всех без исключения населенных пунктов нашей страны: отсутствие квалифицированных кадров, изношенность и несовременность оборудования, неразвитость инфраструктуры, социальное безразличие населения и др.
В последние годы развитие малого предпринимательства приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Этот сектор экономики создаёт новые рабочие места и более восприимчив к динамично меняющимся требованиям рынка. Малый бизнес развивается в сферах деятельности, непривлекательных для крупного бизнеса.
В Ростовской области существует несколько моногородов, одним из которых является Гуково. Основной отраслью промышленности г. Гуково является угледобыча. В конце 2009 г. город получил статус монопрофильного и вошел в «пилотную группу» из 27 моногородов, стабилизация положения в которой является первоочередной задачей федеральных и муниципальных органов власти. В настоящее время в Гуково добывается более половины всей добычи угля Ростовской области [3].
В городе существует проблема привлечения в экономику российских инвесторов и иностранного капитала, так как инвесторы приходят в регион только после того, как в нем создана инфраструктура, а уровень инфраструктуры в городе находится в плачевном состоянии.
По результатам 2013 года в г. Гуково функционирует 2076 субъекта МСП, что практически идентично показателям 2009 года (см. рис. 1).
(в %) от совокупного числа экономически активного населения г. Гуково по состоянию на декабрь 2013 г.
в г. Гуково по состоянию на декабрь 2013 г.
Следует отметить, что количество ИП от общего числа субъектов МСП остается неизменным на протяжении 2012 и 2013 гг. и равняется 1730 единицам.
По состоянию на декабрь 2013 года в г. Гуково функционирует 346 малых и средних предприятий [1].
По состоянию на декабрь 2013 года на малых и средних предприятиях г. Гуково занято 2585 человек, что на 188 человек меньше аналогичного периода 2012 года. В области изменения среднесписочной численности работников, занятых в сфере МСП, наблюдается отрицательная динамика изменений (см. рис. 2, рис. 3).
Для динамичного и непрерывного развития малого и среднего предпринимательства, а также для нормализации социально-экономического положения моногорода Гуково и повышения его финансовой устойчивости следует:
– Осуществлять меры, стимулирующие приток новых трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства (экономическая поддержка начинающих, активная пропаганда малого предпринимательства, стимулирование населения, особенно молодёжи, к занятию предпринимательством, обучение начинающих предпринимателей и подбор персонала);
– Разрабатывать интересные инфраструктурные решения и бизнес-проекты и, через действующий на территории города Гуково бизнес-инкубатор (который является потенциальным партнером фонда), направлять их в фонд прямых инвестиций, созданный совместно с «Промсвязьбанком» и общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Принципиальным отличием данного фонда от большинства других инвестиционных проектов является поддержка всех без исключения отраслей экономики города. Главный критерий отбора один - предприниматель, обратившийся в фонд за финансированием, должен иметь успешный опыт [5];
– Создавать льготные условия со стороны муниципального образования для привлечения предпринимателей на территорию города посредством трансформации высвободившихся и незадействованных территорий градообразующего предприятия в производственную площадку для развития нового бизнеса [7];
– Ввести программу «налоговых каникул» для бизнеса, зарегистрированного и действующего в моногородах, предполагающую освобождение бизнесменов от уплаты налогов на определенный период времени;
– Осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры его поддержки посредством: организации работы «Школы молодого предпринимателя»; создания кружков по интересам для старших школьников.