Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1 Southern Federal University

В соответствии с государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика» (http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html), ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (07 мая 2012 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129336/).

На федеральном уровне основными координаторами реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 год в соответствующих сферах выступают Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Представим обзор макроэкономических статистических данных, определяющих уровень эффективности существующей институциональной системы реализации инновационной модернизации Российской Федерации.

По официальным данным публикации «Глобального рейтинга инноваций-2012» Россия в 2012 находилась на 51 месте по уровню инновационного развития из 141 страны исследования (The Global Innovation Index 2012: Stonger Innovation Linkages for Global Growth. INSEAD and the World Intellectual Property Organization (WIPO). URL: http://www.wipo.int/econ_stat/en/economics/gii/). Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а также отражает комплексную оценку всех факторов инновационного развития стран и подчеркивает важность продуктивного взаимодействия между субъектами инноваций – предприятиями, государственным сектором, научными кругами и обществом в современных инновационных экосистемах (Миронова Н.Б. Инновационное развитие России: анализ основных индикаторов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24170 (дата обращения: 31.07.2014)). Россия в 2013 году заняла 62 место в общем рейтинге (http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=data-analysis), между Иорданией (61) и Мексикой (63), потеряв сразу 11 позиций по сравнению с 2012 годом. Среди стран БРИК Россия заняла второе место после Китая (35 место). Среди стран-членов СНГ Россия заняла третье место после Молдовы (45) и Армении (59). Как отмечалось в докладе «Глобальный индекс инноваций 2013» (Global Innovation Index 2013), сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (33 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний (48) и инфраструктурой (49), а сдерживают развитие инноваций несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты творческой деятельности (101) (http://www.euroosvita.net/index.php/?category=1&id=2729// Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2013 года). В 2014 году Россия заняла 49 место в глобальном рейтинге, включающем 143 страны, что на 13 позиций выше, чем в 2013 году (http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full- report-2014#pdfopener). Доклад о глобальном развитии инноваций 2014 года носит название «Человеческий фактор в инновационном процессе» и посвящен роли творческих личностей и групп в инновационном процессе (Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/07/18/6841; http://www.euroosvita.net/index.php/?category=1&id=3407). Авторы доклада указывают, что понимание человеческого фактора в инновационном процессе особенно важно для выработки национальной и местной политики, помогающей содействовать экономическому развитию. Как отмечалось в докладе, сильные стороны России опять таки связаны с качеством человеческого капитала (30 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний и технологий (34). Показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51 место). Сдерживают развитие инноваций несовершенные институты (88 место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72) и развития внутреннего рынка (111). Среди стран БРИКС Россия занимает второе место после Китая (29 место, при этом рейтинг Китая теперь сопоставим с рейтингом многих стран с высоким уровнем дохода), обгоняя Южную Африку (57), Бразилию (61) и Индию (76). Среди стран бывшего СССР, охваченных исследованием, Россия занимает пятое место после Эстонии (24 место), Латвии (34), Литвы (39) и Молдовы (43).

В рейтинге Doing Business – 2014, согласно которому страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 189 места, первое место - наиболее высокое, Россия поднялась на 92-е место по сравнению со 112-м – в 2013 г., войдя в топ-3 стран по числу антибюрократических реформ. 

Основные показатели инновационной деятельности России, представленные в табл. 1, свидетельствуют о невысокой эффективности существующей институциональной системы, что  может повлечь за собой несопоставимость потенциального и реального эффекта от модернизации национальной экономики и перехода на модель инновационного развития.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне регионов».

Основные показатели инновационной деятельности в РФ
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/science
(Обновлено 06.10.2014).)

Единица
измерения

2009

2010

2011

2012

2013

Инновационная активность организаций
(удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций)

процент

9,3

9,5

10,4

10,3

10,1

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году,
в общем числе обследованных организаций

процент

7,7

7,9

8,9

9,1

8,9

Отгруженно товаров
собственного производства, выполненно работ
и услуг собственными
силами

млн. рублей

20 711 959,3

25 794 618,1

33 407 033,4

35 944 433,7

38 334 530,2

в том числе
инновационные товары, работы, услуги

934 589,0

1 243 712,5

2 106 740,7

2 872 905,1

3 507 866,0

Удельный вес
инновационных товаров, работ, услуг в общем
объеме отгруженных
товаров, выполненных
работ, услуг

процент

4,5

4,8

6,3

8,0

9,2

Затраты
на технологические
инновации:

млн. рублей

 

 

 

 

 

в фактически
действовавших ценах

399 122,0

400 803,8

733 815,9

904 560,8

1 112 429,2

в постоянных ценах 2000 г.

114 999,7

101 124,6

159 745,5

183 176,9

212 720,5

Удельный вес затрат
на технологические
инновации в общем
объеме отгруженных
товаров, выполненных
работ, услуг

процент

1,9

1,6

2,2

2,5

2,9