Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ACTIVITY OF SHADOW SECTOR OF EMPLOYMENT FOR THE SME IN RUSSIA

Kravtsova V.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The situation in the sector over the last 5 years has shown quantitative and qualitative changes in both the positive and the negative side for this or that subject of small and medium size business in the Russian Federation. An example of negative trends of SMEs condition is the high level of employment in the informal sector of the economy. This increase in the informal employment for the growing economy had a number of negative consequences, including lost in tax revenues to the budget, the absence of social security and the problems in labour legislation for workers in the informal sector, as well as a number of other problems. All of these factors are more than significant , since a negative impact on overall economic growth of the country.
shadow economy
informal sector
small and medium size business
illegal entrepreneurship.
Растущий уровень предпринимательской активности, выпуска в целом, а также объема бюджетных расходов, которые происходили в 2000-х годах, поставили ряд вопросов, связанных с собираемостью налогов. Несмотря на то что в этот период произошло существенное увеличение налоговых поступлений, доля неформального или, так называемого, теневого оборота в экономике, в особенности в частном секторе, сохранилась на достаточно высоком уровне, и ее снижение остается одной из приоритетных задач экономической политики. Уровень такой теневой активности в российской экономике в различные годы становился предметом исследований и оценок, авторами которых были преимущественно российские исследовательские организации и эксперты.

Сразу следует оговориться, что теневая экономическая активность может проявляться в различных формах, которые существенно различаются по масштабам и степени негативного влияния на общественное благосостояние. Среди основных форм теневой активности, которые получили распространение в России, можно выделить следующие:

1. Теневой оборот легально зарегистрированных компаний.

Легально зарегистрированные компании с целью минимизации налоговой нагрузки могут осуществлять деятельность частично или полностью в неформальном секторе. К проявлениям такого рода теневой активности относятся «черный нал» оборот, который не отражается в отчетности и «серый оборот» а, именно, безналичный оборот по фиктивным контрактам, который в дальнейшем нелегально обналичивается.

2. Нелегальное предпринимательство.

Часть фактических предпринимателей, т.е. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации и, как следствие, не сдает отчетность, не уплачивает обязательные налоги и сборы, а также не учитывается в официальной статистике.

3. Нелегальная самозанятость.

Под нелегальной самозанятостью понимается осуществление трудовой деятельности, которое не сопровождается необходимым договорным оформлением, а также декларированием доходов в целях уплаты налогов.

Исследования неформального оборота в сегменте малого предпринимательства, которые осуществлялись на основе открытых источников, дают возможность сформировать тенденции и результаты за период: с 2005 до 2013 год.

В первую очередь, оценивается доля двух компонентов теневого оборота малых компаний: «черный нал» и «серый оборот». На основе данных опроса в исследовании делается вывод о том, что доля «обналички» в анализируемый период сохранялась сравнительно стабильной. При этом происходил рост стоимости соответствующих услуг- в силу ужесточения контроля.

Доля оборота, не отображаемого в отчетности, постепенно снижалась, хотя темпы этого снижения затухали и предположительно вовсе остановились в период кризиса 2008 года. К сожалению, на текущий момент доля такого теневого оборота в сравнении с ситуацией 2009 года существенным образом не изменилась.

Также одним из важных выводов исследования является заключение о том, что в среднем доля теневого оборота сравнительно выше у предприятий с меньшим оборотом.

Проект Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС, 2014) посвящен теневой занятости и неформальным практикам, применяемым при оплате труда и при оплате домохозяйствами потребительских товаров и услуг.

Согласно результатам исследования в настоящее время около 11,9% граждан заняты на теневом рынке труда (т.е. их рабочие отношения с работодателем никаким образом не оформлены). Исследователи отмечают, что эта доля за последние 10 лет значимым образом не изменилась. Наиболее распространена подобная практика в сфере торговли. В региональном разрезе теневая занятость наиболее высока в Северо-Кавказском федеральном округе. Следует при этом отметить, учитывается только занятость на основном месте работы, а также не учитывается доля зарплат «в конверте».

Примечательно, что практика выплат «серых» зарплат с 2006 года участилась - в 2013 году с ней столкнулись около 30% респондентов (в 2006 году - 20%). Наиболее распространено это явление в отрасли строительства.

В то же время за период с 2001 года произошло существенное снижение доли расходов домохозяйств, которые были оплачены неофициально - с 34% до 15% в 2013 году.

Доля граждан, занятых предпринимательством на нелегальной основе, снизилась с 2002 года на 7 % до 8,9% в 2013 г. В то же время рост доли лиц, легально занятых предпринимательством, за этот же период оказался весьма умеренным - на 2%.

Рассмотрим далее наиболее важные факторы, которые определяют уровень теневой активности в экономике. Они, в свою очередь, могут быть разделены на факторы, определяющие уровень неформального сектора в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Под факторами, определяющими уровень теневой активности в долгосрочной перспективе, подразумевается институциональную среду, обычаи делового оборота и иные, формальные и неформальные правила, которые не могут динамично меняться.

Важнейшим фактором краткосрочного воздействия, который может оказывать быстрое влияние на уровень предпринимательской активности и долю теневого сектора, является налогообложение, т.е. собственно налоги, налоговые ставки, принципы взимания, администрирования и привлечения к ответственности за нарушение правил.

Факторы краткосрочного воздействия являются приоритетными, так как они являются значительно более управляемыми с точки зрения экономической политики. Кроме того, их влияние проще поддается анализу, так как оно проявляется на коротких промежутках времени, тогда как характеристики институциональной среды на этих промежутках можно считать условно фиксированными. . Статистика занятости свидетельствует о том, что индивидуальные предприниматели, которые снимаются с регистрации, а также работники, которые прекращают работать по найму, лишь частично возвращаются в сферу формальной занятости. Значительная их доля перемещается в сферу неформальной занятости и неформального предпринимательства. Росстат по итогам июня 2014 года оценил занятость в неформальном секторе российской экономики почти в 15 млн. человек, т.е. порядка 20,8% занятого населения9. За период 2010-2014 годов эта доля заметно выросла - в январе 2010 года она составляла лишь 16,3% (ранее она достигала пика в период кризиса - в августе 2009 года - 21,9%). Так же фиксируется тенденция к росту этой доли в посткризисный период.

Такое положение вещей может считаться приемлемым в условиях стагнации экономики, так как занятость в неформальном секторе помогает смягчать остроту социальных проблем. В то же время в растущей экономике увеличение теневой занятости сопряжено с рядом негативных последствий, среди которых недополученные налоговые доходы бюджета, отсутствие социальных гарантий и защиты трудового законодательства для занятых в неформальном секторе, а также ряд других проблем. Одним из наиболее серьезных негативных последствий реформы ЕСН, повышения размеров страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и ряда иных негативных изменений, повлиявших на качество предпринимательского климата, стал рост занятости в неформальном секторе экономики

Все эти факторы негативно влияют на общий экономический рост, в своей совокупности - достаточно значительно.

Таким образом, одной из целей реформ экономической политики должно быть снижение доли неформального сектора за счет перевода его в «наблюдаемую» экономику.

Следует отметить, что решение задач по трансформации неформального сектора экономики в формальный должно опираться на анализ факторов, которыми определяется наличие и масштаб этого неформального сектора. Среди таких факторов можно условно выделить две группы, возможности воздействия на которые в рамках этого направления экономической политики существенно различаются.

1. Общие факторы предпринимательского климата. Под факторами этой группы понимаются характеристики экономики, которые не могут существенным образом измениться в краткосрочном периоде.

- макроэкономическая ситуация,

- обеспеченность факторами производства

- риски экономические, социальные, коррупционные

2. Факторы, непосредственно определяющие привлекательность нахождения в формальном или неформальном сегменте экономики.

- налоговую нагрузку и иные издержки.

Следует отметить, что ряд направлений упрощения ведения деятельности в формальном сегменте экономики уже предприняты.

На данный момент, на разных стадиях обсуждения находится ряд инициатив по увеличению налогового бремени, среди которых следует особо выделить инициативы по наделению субъектов Российской Федерации правом вводить дополнительные ограничения на применение отдельными категориями предпринимателей специальных налоговых режимов УСН и патентная система налогообложения, а также повышение в более отдаленной перспективе НДС с 18 до 20%. Также обсуждается возможный рост ставки налога на доходы физических лиц с 13 до 15%.

Меры политики, направленные на снижение неформального сектора, должны учитывать возможность реализации этих инициатив и их потенциальные последствия. При этом основным принципом такой политики должно быть превалирование над фискальными задачами задач по сохранению предпринимателей и самозанятых граждан в легальном секторе.