Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Kuban state technological university
2345 KB

Проблема развития личности отражена в ФГОС ВПО различных направлений и специальностей. Личность должна быть готова не только к профессиональному, но и личностному самосовершенствованию. Однако, как показал анализ литературы, большинство исследований посвящено развитию профессиональных качеств личности студентов, и очень мало исследований направлено на изучение личностных качеств, формирующихся у студентов в вузе. Так, Елькина И.Ю. изучала развитие коммуникативной культуры студентов педагогических специальностей. Ею был разработан спецкурс «Основы коммуникативной культуры педагога», внедрение которого показало, что у студентов существенно повысился уровень коммуникативных личностных качеств [1]. А.В. Капцов проследил динамику развития личностных качеств студентов в процессе становления взаимоотношений в группе. Он выделил такие качества, как ценность саморазвития, понимаемая как стремление к самосовершенствованию, серьезному отношению к своим обязанностям, компетентности в делах, высокая совестливость, настойчивость, напористость, мужественность [3]. Наиболее популярны исследования личности студентов-психологов. Г.Х.Измайлова выделила такие личностные качества: эмпатия, толерантность, рефлексия, коммуникабельность. Она отметила, что развития личностных качеств на начальных этапах обучения идет неравномерно, формирование и развитие одних качеств опережает становление и изменение других. Также автор отметила, что период обучения в вузе является продуктивным этапом в развитии личностных качеств студентов [2]. Изучению влияния активных методов обучения на формированию личностных качеств будущих специалистов посвящена работа Е.В. Крутых и К.И. Караваевой. Результаты проведенного эксперимента показали, что у учащихся повышается уровень активности, заинтересованности, внимательности на занятиях, больше становится студентов, которые несут ответственность за свои поступки, стремятся работать самостоятельно [4]. К окончанию обучения в вузе большее количество студентов в учебной деятельности проявляют настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, стремление к самостоятельному выполнению работы [6].

Конечно, проблема развития личностных качеств студента сложна и требует комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. К окончанию учебного заведения у студентов должны быть развиты такие качества, которые смогут удовлетворять индивидуальные потребности личности, помогут этой личности реализовать свои жизненные цели [5].