В конце XX в. одним из основных предметов труда в общественном производстве в промышленно-развитых странах становится информация. Информационный объект для промышленных систем всё более претендует на роль основного главенствующего. Информация стала товаром со всеми присущими ему свойствами. Существует информационная промышленность, национальные информационные ресурсы, происходит переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации. Так, с каждым годом информационный сервис и обеспечивающая его индустрия информатики развиваются все более стремительно.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Чтобы не утонуть в инфopмaциoннoм пoтoкe чeлoвeку необходимо овладеть инфopмaциoннoй культуpoй кaк oднoй из сoстaвляющих oбщeй культуpы человечества. Инфopмaциoннaя культуpa тесно связaнa с сoциaльнoй пpиpoдoй чeлoвeкa. Как и любая культура, информационная – это пpoдукт paзнooбpaзных твopчeских спoсoбнoстeй чeлoвeкa и пpoявляeтся она в различных aспeктaх (рисунок).
Развитие информационной культуры неразрывно связано с информационном сервисом. Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой) [1].
Информационный сервис базируется на следующих принципах:
– информационное обслуживание на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса;
– должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.
Многочисленные службы и организации, действующие во всем мире, обеспечивают своих потребителей информационными услугами. В последние годы одним из главных технических средств предоставления информационных услуг стал Интернет.
Стремительное развитие компьютерных технологий и информационной сферы, технических средств и программного обеспечения быстро получает отклик как в сетевых коммуникациях, так и в профессиональной и обыденной жизни, вызывая цепную реакцию изменений в экономических и социальных институтах общества, играя важнейшую роль в современном обществе [2].
Сегодня, среди основных тенденций развития информационного сервиса можно выделить следующие:
1) наличие огромного количества ресурсов, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества, интенсивное развитие Интернета;
2) создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;
3) расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.
Информационный поток ежегодно растет. О темпах роста научно-технической информации говорят такие цифры: ежеминутно в мире публикуется примерно 2 тыс. печатных страниц научных текстов, каждые 1,5–2 минуты предлагается новое техническое решение, каждый час регистрируется 15–20 изобретений или открытий. Все это означает, что современному специалисту следовало бы ежедневно прочитывать примерно 1,5–2 тыс. страниц текста, чтобы не отставать от сегодняшнего дня. Чтобы быть в курсе новейших научно-технических веяний, необходимо иметь представление практически обо всех важнейших исследованиях у себя в стране и за рубежом. Вопросы культуры, надежности, своевременности и эффективности информации приобретают особое значение.
С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают получение, обработку и работу с новой информацией. Одной из наиболее перспективных технологий в этой области является Интернет. Очевидно, что на данном этапе своего развития Интернет становится все более и более массовым, и это делает возможным (и даже необходимым) его использование в целях распространения информации. Так же стало ясно, что современный информационный сервис претерпел массу изменений в лучшую сторону, он стал гораздо доступнее и понятнее для пользователей [3].
Основные элементы информационной культуры
Подводя итог можно сказать, что информационная культура – это новый тип общения, использующий в полной мере все средства информационного сервиса, дающего возможность свободного выхода личности в информационное бытие.