В Конституции Российской Федерации провозглашено, что Россия это социальное государство. Динамика развития налогообложения доходов физических лиц должна двигаться по вектору справедливости. Должны произойти изменения для осуществления прогресса по налогу на доходы физических лиц. Они могли бы осуществиться за счет преобразования налоговых вычетов и введения необлагаемого минимума. В статье был проведен анализ, действующих размеров налоговых вычетов, по налогу на доходы физических лиц в России. После чего, было предложено увеличение размеров вычетов по налогу на доходы физических лиц до актуальных сумм на сегодняшний день. А также, исходя из рассмотренного опыта зарубежных стран, было предложено ввести необлагаемый налоговый минимум по налогу на доходы физических лиц в России.
В странах с развивающейся и развитой экономикой налоги имеют более выраженную фискальную функцию, чем социальную. Налог на доходы физических лиц в России подвергался постоянным изменениям. Однако, не смотря на многочисленную критику и мнения различных экспертов в области экономики, ставка остается в размере 13 % и на сегодняшний день существует плоская шкала налогообложения. Она обеспечивает сохранение принципа справедливости и равенства между гражданами, не зависимо от их социального статуса.
На сегодняшний день налоговые вычеты – это наиболее эффективный способ минимизации расходов физических лиц. После оплаты налогов у налогоплательщиков должны оставаться денежные средства, обеспечивающие расходы, входящие в обязательный минимум по потребительской корзине, отдыху, образованию, здравоохранению и проживанию. Исходя из того, что минимальные расходы, за исключением не многих, равны для всех граждан и не зависят от финансового положения, то налоговая нагрузка на менее «богатое» население больше, не смотря на то, что в России действует единая ставка. В данном аспекте увеличение размера налоговых вычетов, является наиболее выгодным решение рассматриваемой проблемы.
Обратимся к размерам налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, действующих на сегодняшний день. Согласно ст. 218 НК РФ налогоплательщик может получить один из стандартных вычетов, а тем, кто имеет право более чем на один вычет, предоставляется тот вычет, размер по которому больше.
Вычет размером 3000 руб. могут получить инвалиды ВОВ, лица, пострадавшие от аварии в Чернобыле и др. Вычет в 500 руб. распространяется на участников ВОВ, лиц, которые находились в блокаде Ленинграда и др.
Размер предоставляемых стандартных вычетов существует еще с 2001 года и при этом не учитывается инфляция. Естественно, что в результате действия инфляции данные суммы давно перестали быть весомыми и значимыми. Прожиточный минимум в третьем квартале 2014 года в России по данным постановления Правительства РФ от 05.12.2014 № 1321 составил 8086 руб. на душу населения. При сравнении размеров социального вычета и прожиточного минимума явно выделяется разница. Соответственно для решения сложившейся задачи, необходимо сравнять стандартные налоговые вычеты с учетом инфляции и индексации, до равных значений.
Вычетам на детей в России, государство должно уделять особое внимание. На данный момент существует три размера такого вида вычета. С 1 января 2012 года они составляют: 1400 руб. на первого ребенка, 1400 руб. на второго и 3000 руб. на третьего и каждого последующего.
Что касается социальных вычетов ситуация аналогичная. Возьмем, к примеру, вычет на обучение в Российской Федерации. На сумму, с которой он рассчитывается, существуют ограничения по размерам расходов: 50000 руб. в год на детей и 120000 в год на собственное обучение либо брата, сестры. Следовательно, размеры вычетов ограничиваются суммами (50000x13 %) = 6500 руб. в год и (120000x13 %) = 15600 тыс. в год. В то время как обучение в ведущих ВУЗах страны, после индексации давно превысило этот лимит. Сумма вычета покрывает достаточно маленькую часть расходов, понесенных налогоплательщиком. Разумеется, что небольшое количество налогоплательщиков пользуется данной «налоговой льготой». Данный вид вычета был бы наиболее эффективным, если б размер максимального значения стоимости обучения повышался ежегодно в связи с ростом цен на получение образования.
Особое внимание стоит уделить налоговому имущественному вычету на приобретение, строительство жилья. В январе 2014 года произошли изменения по кругу лиц, получаемых вычет и по неоднократности его использования, но, однако предельный размер стоимости жилья, на который предоставляется вычет, не потерпел никаких изменений. В то время как стоимость объектов недвижимости с каждым годом растет.
По данным Росстата на 2013 год. Стоимость одного кв. метра на первичном рынке жильясоставила 50208 руб. и стоимость одного кв. метр на вторичном рынке жилья 56478 руб. В наше время купить жилье за 2 млн руб. можно только в сельской местности либо очень маленькую площадь. Поэтому для решения данной проблемы необходимо поднять планку по максимальной стоимости приобретаемого объекта до наиболее актуальной суммы на сегодняшний день, а именно от 3,5 млн руб. и выше. Иначе налоговый вычет по приобретаемому имуществу не способствует материальной помощи налогоплательщику.
Также произведены были изменения по приобретению жилья в ипотеку. Изменения коснулись появления предельного значения на вычет, получаемого с суммы фактически уплаченных процентов, раннее предельного значения не было. Сумма ограничения составляет 3 млн руб. В России многие молодые семьи прибегают к использованию ипотечного кредита и проценты по нему чаще всего превышают 3 млн руб. На мой взгляд, необходимо произвести изменения в пользу налогоплательщиков и отменить это ограничение, либо изменить предельное значение стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Это поспособствует стимулом для покупки жилья, а, следовательно, для его строительства. Повысится спрос на мебель, бытовую технику и т.д., откроются новые рабочие места, снизится безработица в стране, а также выровняется уровень рождаемости.
Реформа в области увеличения размера вычетов позволит уменьшить разрыв в качестве жизни между различными социальными слоями общества, а также позволит в рамках социальной политики государства поддержать малообеспеченные семьи.
Разумеется, те размеры налогового вычета, которые существуют на сегодняшний день, выглядят как некое издевательство над малообеспеченной частью населения. В налоговом кодексе Российской Федерации нет определения необлагаемому минимуму по налогу на доходы физических лиц.
Однако в зарубежных странах имеется данный термин, обратимся к нему. Необлагаемый минимум по налогообложению доходов – это часть дохода, освобождаемая от налогообложения. В большинстве случаев налогом облагается та часть доходов, которая в рамках сохранения принципа справедливости составляет «излишек», то есть превышающая прожиточный минимум.
Правильное решение по регулированию налогообложения заключается не в том, чтобы как можно больше отобрать у «богатых» и распределить на «бедных», а в том, чтобы изначально не отбирать у малоимущих граждан часть того уровня дохода, который составляет минимум для жизни.
В Великобритании размер необлагаемого минимума на доходы приблизительно равен 9000 фунтам в год. Во Франции сумма 5875 евро в год освобождается от обложения налогом на доходы. В Финляндии годовые доходы в размере 10000 евро, в Испании до 22000 евро. Суммы необлагаемого минимума различны, но при этом вариации его зависят от прожиточного минимума и цен. Для супругов и для семей необлагаемый минимум рассчитывается методом сложения, исходя из набора сумм, позволяющим обеспечить минимальный уровень жизни.
Практика отказа от необлагаемого минимума идет как вразрез мировому опыту, так и принципу справедливости. Введение необлагаемого минимума в России также должно соответствовать определенным критериям. Рассмотрим некоторые из них.
Размер налогового необлагаемого минимума должен быть не меньше размера прожиточного минимума, а он составляет на сегодняшний день 8086 руб. Его размер должен быть подвержен постоянным изменениям в связи с инфляцией в стране, а также он должен индексироваться, для того чтоб быть актуальным. Возможен даже переход от обычного налогообложения объектом, которого является доход конкретного физического лица на налогообложение общесемейного дохода, при этом разрешив выбор налогоплательщику между этими двумя объектами налогообложения.
В рамках вышеизложенного можно сделать вывод о том, что введение необлагаемого минимума необходимо. Благодаря ему будет реализован принцип равенства, а также запущен механизм реализации социальной функции налогов. Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами. Из чего последует уменьшение разрыва уровня жизни между различными слоями населения.