Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. [1]
Преступления, совершаемые в сфере экономики, т.е. посягающие на экономические и имущественные отношения, занимают высокий удельный вес в структуре преступности. Достаточно отметить, что ежегодно в РФ осуждается за преступления против собственности, хозяйственные преступления, а также преступления в сфере предпринимательства свыше 80 % лиц от общего количества осужденных. Известно, что преступные посягательства на денежные средства банка в сфере кредитования совершаются путем мошенничества, то есть путем обмана или злоупотребления доверием, и представляют собой уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 159 Уголовного кодекса РФ. В целом суть обмана заключается в получении мошенником денежных средств под видом кредита без намерения выполнить свои обязательства по кредитному договору. [2]
Мошенничество в кредитной сфере – наиболее распространенный вид деяний, посягающих на безопасность банков. Этот вид посягательств составил 54 % от общего числа изученных преступлений, совершенных во всех сферах банковской деятельности.
Привлекательность кредитной сферы для лиц с противоправными устремлениями определяется не только распространенностью кредитных операций, но и минимальной опасностью разоблачения преступников на месте совершения преступления или «по горячим следам». Более того, благодаря использованию некоторых приемов преступники имеют возможность не только маскировать факт совершенного преступления в течение относительно продолжительного времени, но и многократно повторять мошеннические операции в одном и том же или в нескольких банках.
Сейчас можно перейти к регулированию деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность.
Текущее изменение вектора экономического развития для нашей страны становится все более очевидным. Несмотря на продолжающуюся дискуссию о том, какой подход в правовом регулировании и воздействии государства на экономический сектор России имеет право на существование, все же переход к новой парадигме экономического развития нашей страны во многом будет определяться результативностью и качеством управления (административно-правового регулирования), в том числе и в сфере обеспечения безопасности экономической сферы страны. Поэтому целенаправленная работа по совершенствованию государственного управления, внедрению новых инструментов правового регулирования деятельности органов исполнительной власти, а также инновационных управленческих технологий станет залогом успеха реализации намеченных стратегических планов руководства России, изложенных в Стратегии инновационного развития России до 2020 г., Концепции долгосрочного социального экономического развития России до 2020 г., Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. и др.
Одним из главных институциональных элементов обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является система обеспечения экономической безопасности России. На основе построения теоретической структурно-функциональной модели данной системы был сделан вывод, что она состоит из элементов, то есть наименьших ее частей, функционирование которых подчиняется структурным закономерностям системы. И здесь прежде всего важно выяснение функции (или роли), которую играет элемент в образовании исследуемой системы. Следуя логике Стратегии обеспечения национальной безопасности до 2020 г., можно сделать вывод о том, что элементами системы обеспечения экономической безопасности являются органы, обладающие государственной (муниципальной) властью, необходимой функцией которых является обеспечение безопасности экономики страны. [3]
Сбор, накопление, обобщение информации в рамках комплексного наблюдения, проведение анализа и оценки этой информации, а также прогнозирования для принятия управленческого решения в целях обеспечения экономической безопасности России являются базовыми функциями мониторинга обеспечения экономической безопасности нашей страны. В настоящее время каждый из элементов системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации имеет самостоятельность в проведении мониторинга для выявления вызовов, рисков и угроз, в отношении которых ими проводится их анализ, оценивание и принятие решения о предотвращении негативных последствий их реализации, привлечения виновных физических и юридических лиц к разным видам юридической ответственности за совершение экономических преступлений. [4] Одним из главных подразделений МВД России, обеспечивающих своевременный и непрерывный сбор, обработку, анализ информации о состоянии экономической безопасности государства, угрозах, результатах противодействия им региональных и территориальных подразделений МВД России, является Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России, который ведет свою работу при взаимодействии с информационными центрами (ИЦ) и подразделениями оперативно-розыскной информации МВД, подразделениями полиции субъектов Российской Федерации, на транспорте. ГИАЦ МВД России осуществляет роль головного, координирующего информационного подразделения по направлениям:
1) информационного обеспечения статистическими, оперативно-справочными, розыскными, криминалистическими, архивными и научно-техническими сведениями;
2) оперативно-аналитического и информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности, а также информационного взаимодействия по обмену оперативной информацией с иными субъектами оперативно-розыскной деятельности и др.
В соответствии с этим основными задачами ГИАЦ МВД России в области информационного обеспечения противодействия угрозам экономической безопасности являются:
1) обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии экономической преступности, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) формирование в органах полиции единой системы, в том числе статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации в области экономической безопасности;
3) осуществление контроля за деятельностью подразделений полиции в части своевременности представления, полноты и достоверности сведений о состоянии экономической безопасности государства в статистические, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, оперативные и иные учеты, ведение которых отнесено к компетенции информационных подразделений органов внутренних дел;
4) создание, внедрение и развитие в системе МВД России современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами полиции.
Для реализации возложенных задач ГИАЦ МВД России осуществляет:
1) формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, в том числе и в сфере противодействия экономической преступности и коррупции, а также Межгосударственного информационного банка – в рамках заключенных соглашений между правоохранительными органами; базы данных статистической информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;
2) сбор, учет и анализ оперативной информации; информационно-аналитическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений МВД России, обеспечение оперативно-аналитическими материалами руководства Министерства и оперативных подразделений МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности. [5].
Посягательствам мошенников, как показывает практика, подвергаются все виды банков (государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные). Преступления совершаются как в головных конторах, так и в обособленных подразделениях кредитных организаций. Однако наибольшее количество совершенных преступлений приходится на филиалы и дополнительные офисы всех видов банков (98 % от общего числа изученных событий), обеспечение надежной защиты которых затруднено техническими и организационными просчетами, а также трудностями отбора подготовленного и лояльного персонала.
К числу особенностей преступных действий в кредитной сфере следует отнести высокий уровень организованности их участников. Так, в форме соучастия (участия двух и более лиц) совершены 93 % случаев мошенничества. Из них 51 % случаев составили преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору; в 39 % случаев мошенничества совершены в составе организованных преступных групп (ОПГ) и в 3 % случаев – в составе преступного сообщества (ПС).
Наиболее опасными по своим последствиям являются преступные посягательства, совершенные в сфере кредитования юридических лиц с участием персонала банков. В этом виде кредитования работники банков участвовали в 59 % случаев мошенничества. При этом 37 % от всех случаев мошенничества в сфере кредитования (в сфере кредитования юридических лиц этот показатель выше) совершено с участием руководителей филиалов банков. Ущерб от мошенничества в сфере кредитования юридических лиц в среднем на одно расследованное уголовное дело составил 680,9 млн. руб. Предельная сумма ущерба по одному уголовному делу – 2,69 млрд. руб.
Для сравнения: средний размер ущерба от аналогичных преступлений, совершенных без участия персонала банков, составил 154 млн. руб. на одно расследованное дело. Предельная сумма ущерба по одному уголовному делу – 468 млн. руб.
В случаях участия персонала банков в мошенничестве в сфере кредитования физических лиц причиненный преступлениями ущерб составил 321,7 млн. руб. на одно расследованное уголовное дело (предельная сумма ущерба по одному уголовному делу – 116 млн. руб.). Средний размер ущерба от аналогичных преступлений, совершенных без участия персонала банков, составил 26,6 млн. руб. на одно расследованное дело (предельная сумма ущерба по одному уголовному делу – 81 млн. руб.). [6]
В настоящее время состояние законности в сфере экономики в основном оценивается негативно.
В 2012 г. органами административной юрисдикции возбуждено более 2,5 млн. дел об административных правонарушениях в сфере экономики. Особенно острой является проблема незаконного вывоза капитала из России под видом осуществления внешнеторговых операций: сумма невозврата валютных средств в этом году составила 116,3 млрд. руб. (что в два раза больше, чем в 2011 г. и в восемь раз, чем в 2010 г.). За три года число фирм-однодневок в сфере внешнеэкономической деятельности увеличилось вдвое: признаки этих фирм наблюдаются у 70 % участников внешнеэкономической деятельности (140 тыс. компаний). Износ основного и вспомогательного оборудования (по некоторым оценкам, он составляет от 60 до 80 %), недостаточное финансирование капитального ремонта жилья, неэффективность управления в сфере ЖКХ негативно отражаются на качестве предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Так, в результате аварии электросетей в декабре 2012 г. в центральной части России было обесточено 4,4 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 900 тыс. человек. Ущерб составил 1 млрд. 77 млн. руб. [7]
Учитывая ключевую роль консолидированного бюджета в экономике России, прокурорский надзор за исполнением бюджетного законодательства по-прежнему является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Бюджетное реформирование, регулярные проверки исполнения бюджетного законодательства в определенной степени улучшили организацию управления бюджетными средствами. Однако прокурорами выявляется значительное количество нарушений законов при исполнении доходных и расходных частей бюджетов, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, а также значительное внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения законодательства при аренде предпринимателями государственного и муниципального недвижимого имущества. Повсеместно выявляются нарушения законов в части соблюдения преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в собственность. Имеют место факты незаконного заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов в случаях, когда их проведение необходимо; отсутствия обязательной информации в извещениях о торгах; завышения либо занижения размера выкупной стоимости подлежащих отчуждению арендуемых объектов. Нарушения законов в этой сфере создают условия для коррупционных проявлений. Например, по протестам прокуроров районов в Кемеровской и Новосибирской областях приведены в соответствие с федеральным законодательством нормативные правовые акты органов местного самоуправления, согласно которым размер арендной платы определялся с учетом произвольно установленных коэффициентов либо в зависимости от источника финансирования арендатора. [8]
В заключении хотелось бы отметить, что субъектами обеспечения безопасности участников российского финансового рынка являются: государство в лице законодательных, исполнительных (в т.ч. правоохранительных) и судебных органов власти, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее – саморегулируемые организации), общественные объединения инвесторов, а также каждый профессиональный участник финансового рынка в отдельности. Современное уголовное законодательство содержит семь статей, предусматривающих ответственность за посягательство на порядок функционирования финансового рынка. Это следующие статьи УК РФ: ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»; ст. 185.1 «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»; ст. 185.2 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги»; ст. 185.3 «Манипулирование рынком»; ст. 185.4 «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг»; ст. 185.5 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества»; ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации». [9]
Опосредствованно к ним примыкают также ст. 170.1 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета»; ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».
В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности – укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для «включения» защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.