Повышение качества оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях неразрывно связана с оптимизацией мероприятий подготовки специалистов медицинского профиля. В этой связи проблема выбора подростками и молодежью профессии приобретает особую актуальность. Свобода выбора профессии становится социально и экономически оправданной только при соответствии психофизиологических возможностей, индивидуальных склонностей личностей и уровня индивидуального здоровья специфике будущей профессиональной деятельности [2]. Для уменьшения ошибок при выборе профессии и специальности, особенно требующих длительной подготовки и социально значимых, большую роль играют профессиональная ориентация, профессиональный отбор и рациональное распределение по специальностям [1].
В настоящее время основное внимание уделяется профессиональной ориентации подростков, которая проводится в соответствии с приказами Минздрава РФ. В то же время анализ литературы свидетельствует о недостаточно эффективной работе врачей, психологов, педагогов на начальном этапе профессиональной ориентации школьников. По результатам социологических исследований выбор молодыми людьми учебного заведения часто носит случайный характер – каждый третий студент выбирает учебное заведение, основываясь не на интересе к профессии и своих способностях к ней, а на представлении о престижности профессии и своих финансовых перспективах. С другой стороны в настоящее время происходит коммерционализация системы образования, следствием чего нередко является отсутствие у молодых людей реальной альтернативы выбора места будущей учебы. В литературе высказывается общий тезис о неравенстве в стартовых позициях молодых людей, определяемом социальной поляризацией общества. В связи с этим возрастает значение психолого-педагогического сопровождения профессионального образования, мероприятия когорого позволят корректировать случайный выбор профессии.