Основная цель развития морских портов России – удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли в переработке грузов, обеспечение безопасности мореплавания, путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию. Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
Задача 1. Увеличить портовые мощности и обеспечить эффективное развитие морской портовой инфраструктуры (МПИ).
Наращивание производственной мощности портов, вызвано следующими причинами:
- ростом развивающихся и расширяющихся внешнеторговых связей российской экономики в морских перевозках грузов и, соответственно, в перевалке их в портах;
- ростом перевозок грузов международного транзита по российским участкам международных транспортных коридоров (МТК) на направлениях "Восток-Запад" и "Север-Юг", а также по трассам Северного морского пути (СМП).
В связи с этим одной из важнейших задач развития МПИ является наращивание мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочной техники, развитие портовой сети ж/д транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций.
Задача 2. Обеспечить безопасную работу и развитие МПИ и морского транспорта.
Для повышения комплексной безопасности необходимо достичь современных мировых стандартов в области обеспечения безопасности инфраструктуры в портах, в области обеспечения безопасности мореплавания (включая бесперебойное ледокольное обеспечение в замерзающих портах и пересмотр нормативно-правовой базы и организации работ ледокольного флота с учетом климатических и географических условий), сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации; обеспечить безопасность функционирования МПИ при воздействиях техногенного и природного характера
Задача 3. Создать условия, которые бы повысили конкурентоспособность отечественных морских портов.
Для этого необходимо:
- оснастить морские порты новейшими техническими средствами, прогрессивными технологиями, современными электронными системами управления технологическими и информационными процессами, обновить служебно-вспомогательный флот.
Одним из наиболее эффективных направлений в области инноваций является активное внедрение логистических транспортно-технологических систем. Кроме того, актуальной задачей является обновления в портах подъёмно-транспортного оборудования и повышение доли оборудования российского производства;
- сформировать МПИ для обработки крупнотоннажных судов. Это позволит грузовладельцам выбирать выгодные транспортно-логистические схемы доставки грузов, что повысит привлекательность порта с точки зрения снижения транзакционных издержек;
- организовать в портовых особые экономические зоны (ПОЭЗ). Налоговые льготы, применяемые в ПОЭЗ, способствуют привлечению инвестиций в развитие МПИ и внедрение передовой техники и прогрессивных технологий;
- усовершенствовать тарифную политику. Поддержание портовых сборов, тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемых в морском порту, на уровне, способствует увеличению судозаходов в порты.
Задача 4. Усовершенствовать госуправление в сфере морского портового хозяйства.
Роль государства очевидна в таком вопросе как стимулирование привлечения частных инвестиций в МПИ. Широкое использование различных форм государственно-частного партнёрства (ГЧП) при строительстве объектов МПИ позволяет снизить нагрузку на бюджетные средства за счёт привлечения ресурсов частных инвесторов, рационально распределить риски между партнёрами и одновременно снизить вероятность их возникновения, наиболее эффективно использовать средства за счёт участия в проектах высококвалифицированных управленческих кадров и усиления контроля со стороны государства.
Кроме того, государственное присутствие необходимо в таких вопросах как:
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для работы в портах;
- организация современной многоуровневой и многофункциональной автоматизированной системы управления работой и развитием морских портов;
- организация гораздо более тесного и продуктивного, чем в настоящее время, взаимодействия с наукой, в первую очередь, отраслевой наукой;
- дальнейшее совершенствование системы управления портовым хозяйством страны и нормативно-правового обеспечения портовой деятельности;
- регулирование социальных и трудовых отношений.