Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1 1
1

В настоящее время одной из глобальных проблем человечества является загрязнение атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта. Новочеркасск является одним из тех самых городов, который наиболее остро подвержен этой проблеме. Если говорить, о месте исследований, то проспект Баклановский самая напряженная магистраль г. Новочеркасск. Оценка выбросов показала, что транспортный поток в среднем достигает 2,5 тыс. авт./час, а два светофора дают дополнительный выброс оксида углерода. Исходя из этого, было решено оценить воздействие и зону распространения выбросов автомобилей в роще Красная весна. Для этого был проложен от дороги в глубину рощи трансект длиной 600 метров.

Чистота воздушного бассейна – существенный фактор сохранения экологического благополучия. Проведение инструментального контроля и получаемые результаты не всегда позволяют оценить истинную опасность загрязнения, прогнозировать последствия воздействия поллютантов на живые организмы. В связи с этим все большую ценность приобретают биоиндикационные методы, главное достоинство которых заключается в предоставлении интегральной оценки качества окружающей среды.

Работа проводилась по одному из самых обычных древесных растений города Новочеркасска – ясеня ланцетного (Fraxinus lanceolata). Использовался морфологический метод, основанный на оценки асимметрии листьев, различий пяти промеров листа слева и справа в точках с разным уровнем антропогенной нагрузки.

Сбор исследуемого материала проводился после остановки роста листьев (июнь, 2014 г.) с нижней части кроны с максимального количества доступных веток равномерно вокруг кроны. Каждая выборка включала в себя 30 листьев (по 10 листьев с 3 растений), выборки этикировались. Листья собирались в трех зонах: 75 м, 375 м и 500 м от дороги.

Затем с каждого листа снимали показатели по пяти промерам с левой и правой сторон (рис. 1). Степень отклонения флуктуирующей асимметрии листовой пластинки популяций ясеня ланцетного (Fraxinus lanceolata) оценивалась по пятибалльной шкале березы повислой. Асимметрия листьев присутствовала у всех деревьев во всех пробах. Однако достоверных отличий значений к флуктуирующей асимметрии, как в пределах отдельного дерева, так и пробы не было обнаружено.

В ходе работы было установлено, что ясень ланцетный чувствителен к выбросам интенсивного транспортного потока. Состояние исследуемого вида, исходя из коэффициента флуктуирующей асимметрии 0,08, в непосредственной близости от дороги – критическое (рис. 2). По мере удаления от дороги и рассеиванию выбросов, изменение морфологических признаков листьев ясеня ланцетного снижается. Но, даже в относительно чистой зоне 10-й учетной площадке (500 м от дороги) коэффициент флуктуирующей асимметрии достигает 0,06 (отклонение от нормы).

Таким образом, выбросы интенсивного транспортного потока по пр. Баклановскому приводят к значительному изменению морфометрических параметров листьев ясеня ланцетного (Fraxinus lanceolata).

missing image file

Рис. 1. Схема морфологических признаков для оценки стабильности развития ясеня ланцетного (Fraxinus lanceolata) 1 – ширина половинки листа (измерение проводили посередине листовой пластинки); 2 – длина второй от основания листа жилки второго порядка; 3 – расстояние между концами первой и второй жилок второго порядка; 4 – расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка; 5 – угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка.

Выбросы транспорта даже в условиях экранирования деревьями и кустарниками рощи Красная весна распространяются более чем на 500 м от дороги. В качестве снижения выбросов и воздействия автомобильного транспорта следует соорудить два подземных пешеходных перехода, что существенно снизит продолжительность и остановку транспортного потока на запрещающий сигнал светофора и, следовательно, снизятся выбросы оксида углерода.