В современном мире большая роль отводится информации. Потребность в информации общества достигла высокого уровня, людям приходится участвовать в непрерывном информационном обмене. Роль Интернета в обществе неуклонно возрастает, на сегодняшний день он является не только источником информации, но и платформой для оказания услуг.
Средством взаимодействия человека и Интернета являются веб-сайты. Веб-сайты относятся к пользовательским интерфейсам. Пользовательский интерфейс (ПИ) – система правил и средств, регламентирующая и обеспечивающая взаимодействие информации с пользователем. [1] В гипертекстовой среде может присутствовать информация разного типа: текст разных стилей, медиа информация (фото, видео), различные анимированные эффекты.[2]
При взаимодействии человека с веб-сайтом ведущим анализатором является зрение, информация предается через визуальный канал. Восприятие информации на веб-сайтах может быть затруднено из-за отвлечения внимания от основного текста к другим элементам интерфейса – медиа информации, анимации и прочее. [3] Для повышения эффективности восприятия информации на веб-сайтах необходимо рассмотреть ряд особенностей зрительного восприятия.
Одной из особенностей восприятия информации является его зависимость от сложности текста с точки зрения таких показателей как формула Flesch-Kincaid, индекс Колман-Лиау, Automatic Readability Index, SMOG, формула Дэйла-Чейла. Все перечисленные формулы читабельности адаптированы для русского языка.
Одной из рассматриваемых характеристик зрительного восприятия является направление латерализации зрительных функций. Выделяют две больших группы асимметрий зрительного поля: асимметрии внутри зрительного поля и асимметрии между зрительными полями. В исследовании рассматривается асимметрия левого и правого полуполей зрения, поскольку она напрямую связана с проблемой межполушарной асимметрии, в частности с вопросом об обработке разных типов информации и различных стратегиях обработки информации. Информация из правого полуполя зрения обоих глаз обрабатывается преимущественно левым полушарием, а информация из левого полуполя зрения – преимущественно правым полушарием. Это обеспечивается механизмом неполного перекрёста зрительных нервов, в результате которого изображения носовой части каждой сетчатки передаются на противоположную сторону, а изображения височной части остаются на той же стороне. [4]
Вышеизложенное обосновывает необходимость выявления зависимости восприятия информации на веб-сайте от направления латерализации зрительных функций.
В исследовании принимали участие 46 студентов САФУ – 22 юноши и 24 девушки. Все они являются студентами Института естественных наук и технологий САФУ. Возраст участников исследования от 18 до 26 лет. Исследование проводилось вне периода сессии в первой половине дня с согласия обследованных и с соблюдением правил физиологической этики.
Для определения профиля латерализации респондентам были предложены тесты для определения функциональной асимметрии рук, глаз, определение доминантного полушария по методике Джейна, использование методики «горизонтальная восьмерка». Затем респондентам для изучения было предложено три веб-сайта различной тематики с текстовой информацией различной сложности и тематики. В качестве визуального стимула на сайте присутствовали анимированные баннеры над текстом, с правой и левой стороны от текста. Каждому из респондентов было предложено прочитать текст, после чего ответить на ряд вопросов, связанных с содержанием текстов. Особенности зрительно-моторных реакций при изучении веб-сайтов регистрировали на основе отслеживания саккадических движений (eye-tracking) с помощью установки iView X™ RED немецкой компании SMI (HSSMI), предназначенной для высокоскоростной видеорегистрации движения глаз в инфракрасном диапазоне излучения. Данные трекинга глаз анализировали с помощью программы SMI BeGaze.
В завершении исследования обследованным студентам был предложен заключительная анкета с вопросами, связанными с содержанием баннеров на странице. Все ответы респондентов фиксировались.
Результаты исследования показали, что количество саккад и фиксаций увеличивается в зависимости от сложности текста, от количества символов в словах и от тематики текста. Было выявлено, что чем сложнее текст, тем больше времени необходимо затратить на его прочтение и тем больше саккад и фиксаций зарегистрировано в регионе текста. На рисунке 1 показано среднее значение зарегистрированных фиксаций и саккад в зависимости от сложности текста.
Рис. 1. Среднее значение фиксаций и саккад при чтении текста разной сложности. Столбец 1– простой текст, столбец 2 – текст средней сложности, столбец 3 – текст высокой сложности
Подавляющее большинство от общего количества зарегистрированных саккад и фиксаций приходится на регион текста, что говорит о заинтересованности пользователя в прочтении вследствие наличия поставленной задачи – внимательного прочтения текста, ответа на вопросы после него. Процент зарегистрированных фиксаций на баннерах составляет лишь 1,8% от общего числа фиксаций, из них 45% приходится на баннер, который находится над текстом, 50% приходится на баннер, находящийся слева от текста, 5% на баннер, находящийся справа от текста.
На рисунке 2 представлен сравнительный график количества саккад у правополушарных и левополушарных по изучаемой функции испытуемых. Можно сделать вывод о том, что направление латерализации функций мозга незначительно влияет на количество саккад и фиксаций, что ожидаемо, поскольку во время саккак осуществляется сканирование информации.
На рисунке 3 представлен сравнительный график количества фиксаций на анимированных баннерах у правополушарных и левополушарных респондентов. Из анализа графика следует, что количество фиксаций на баннерах у левополушарных людей достоверно больше чем у правополушарных. Поскольку в период фиксаций происходит осмысление полученной информации, то можно предположить, что восприятие изображений на баннерах, которые несут рекламную информацию и являются «шумом», зависит от доминантного по зрению полушария.
Рис. 2. Средние значения количества саккад при чтении текстов разной сложности у испытуемых с разным доминированием полушария головного мозга по зрительной функции
Рис. 3 Средние значения количества фиксаций при чтении текстов разной сложности у испытуемых с разным доминированием полушария головного мозга по зрительной функции