Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды и поддерживать оптимальное состояние гомеостаза является одним из важнейших показателей состояния здоровья. В зависимости от резервных возможностей организма, являющихся «генетическим багажом здоровья», приспособительные реакции протекают по-разному. Снижение функциональных резервов организма ведет к напряжению его регуляторных систем, что предшествует состоянию дезадаптации и срыву адаптации, определяются как донозологические состояния [1]. Донозологические состояния отличаются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма [2].
Цель исследования изучить динамику показателей вариабельности сердечного ритма у юных футболистов в течение года на протяжении двух учебных лет в возрасте от 14 до 16 лет.
В исследовании принимали участие 42 мальчика – учащиеся средней школы в возрасте от 14 до 16 лет, 22 учащихся занимались футболом в секции ДЮСШ.
При анализе и трактовке показателей сердечного ритма за основу была принята концепция Р.М. Баевского (1976) о двухконтурной регуляции сердечного ритма [3].
Изучение вегетативной организации у подростков осложняется свойственной пубертатному периоду вегетативной лабильностью и активно идущим процессом становления характера, который еще далек до совершения. Но эти же причины определяют актуальность данной проблемы в подростковом возрасте, так как структуры, формирующие вегетативный статус, в этом возрасте достаточно лабилен и подвержен корригирующим воздействиям. Накопившийся научный материал свидетельствует, что существуют границы, в рамках которых баланс отделов вегетативной нервной системы может меняться под влиянием средовых факторов[4].
Адаптивные реакции спортсменов, как известно, находятся в интервале от оптимума физической тренированности до появления первых доклинических признаков детренированности. Следует отметить, что математический анализ сердечного ритма обладает индивидуальной специфичностью, что позволяет осуществить раннюю диагностику утомления и проследить за адаптационным процессом каждого спортсмена, особенно, у детей, занимающихся спортом. В настоящее время этот подход успешно используется при прогнозировании спортивного результата, проведении спортивного отбора, а также применяется в управлении тренировочным процессом с целью оптимизации режима занятий [5].
Результаты исследований, проводимых на юных спортсменах, свидетельствуют о том, что под влиянием расширенного двигательного режима структура сердечного ритма в покое меняется, отражая процессы установления новых, более благоприятных взаимоотношений: снижения симпатических и усиления парасимпатических влияний на сердце. Независимо от пола у школьников спортивного класса значительно повышается уровень функционирования синусового узла и увеличивается вариационный размах [6,7,8].
В детском спорте особенно важно соблюдать принцип адекватности: нагрузка должна дозироваться с учетом возрастных функциональных, возможностей организма. Это в свою очередь предполагает знание специфики онтогенетического развития детей и подростков в условиях расширенного двигательного режима.
У мальчиков в возрасте 14-16 лет, как следует из полученных данных ЧСС в начале первого учебного года исследования была примерно одинаковой как в контрольной, так и в экспериментальной группах и составила 75,28±2,33 и 77,26±4,58 соответственно. У детей, не занимающихся спортом, в последующем на протяжении двух учебных лет средние значения ЧСС не претерпевали существенных изменений, в то время как у учащихся, занимающихся спортом, ЧСС к концу второго учебного года снижалась и составила 63,49±2,71 (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей сердечного ритма у мальчиков 14-16 лет
Анализ параметров сердечного ритма в начале первого учебного года показал, что у мальчиков 14-16 лет, не занимающихся спортом вариационный размах (∆Х), характеризующий состояние парасимпатической нервной системы, находился в пределах 0,24±0,02 с (рис. 1).
К середине первого учебного года величина ∆Х увеличилась до 0,31±0,05 с. С конца первого и в течение второго учебного года средние значения ∆Х находились в пределах 0,28 с. Выявленные изменения значений вариационного размаха классифицируются как состояние нормы. При оценке индивидуальных значений ∆Х (рис. 1) в начале первого учебного года у 76,19% учащихся характер адаптационных механизмов находится в норме. 14,29% детей имеют напряжение механизмов адаптации, 9,52% – неудовлетворительную адаптацию. К концу первого учебного года количество детей с нормальными значениями ∆Х составили 66,67%, с напряжением механизмов адаптации – 23,81%. Учащихся с неудовлетворительной адаптацией при этом остается столько же, сколько их было в начале года.
Второй учебный год начинается со значениями ∆Х значительно отличающимися от таковых в конце первого учебного года. Наряду с тем, что среди мальчиков 14-16 лет, не занимающихся спортом, количество детей с нормальной реакцией на учебные нагрузки составило 65%, появляются дети с истощением адаптационных механизмов, на долю которых приходилось 5%. Количество детей с неудовлетворительной адаптацией увеличивается до 15%, а у 15% учащихся отмечается напряжение механизмов адаптации. Данный учебный год заканчивается со следующим распределением учащихся в группы по степени активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы: у 63,16% мальчиков регистрируются нормальные значения; 21,05% детей имеют напряжение механизмов адаптации; у 15,79% учащихся выявлена неудовлетворительная адаптация.
У мальчиков 14-16 лет, занимающихся футболом, вариационный размах в начале первого учебного года исследования находился в пределах 0,27±0,04 с (рис. 1). Начиная с середины этого учебного года и на протяжении второго года исследования по данному показателю вариационной пульсометрии у этих детей, наблюдалось напряжение механизмов адаптации – величина ∆Х колебалась в пределах от 0,32±0,03 до 0,37±0,08 с. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика показателей сердечного ритма у мальчиков 14-16 лет
Примечание: Достоверность различий между показателями
D – начало 1 учебного года – середина 1 учебного года
F – начало 1 учебного года – конец 1 учебного года
G – начало 1 учебного года – начало 2 учебного года
W – конец 1 учебного года – начало 2 учебного года
Y – конец 1 учебного года – конец 2 учебного года
Z – начало 2 учебного года – конец 2 учебного года
N – эксп. – контр.
При оценке индивидуальных значений ∆Х (рис. 1) в начале первого учебного года у 45,45% учащихся выявлено, что характер адаптационных механизмов находится в норме. 45,45% детей имеют напряжение механизмов адаптации, а у 9,1% учащихся установлено истощение адаптационных механизмов. В конце этого учебного года количество детей с нормальными значениями ∆Х снижается – на их долю приходится 36,37%. Напряжение механизмов регуляции выявлено также у 45,45% детей. При этом на долю детей с истощением адаптационных механизмов и неудовлетворительной адаптацией приходилось по 9,09%. Второй учебный год у мальчиков 14-16 лет, занимающихся футболом, начинается со значениями ∆Х значительно отличающимися от таковых в конце первого учебного года. Количество детей с нормальными адаптационными возможностями составило 27,28%, с напряжением механизмов адаптации – 36,36%, с неудовлетворительной адаптацией – 36,36% (рис. 2).
В конце второго учебного года исследования всех детей, занимающихся футболом, по степени активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы можно разделить на четыре группы: у 45,46% мальчиков регистрируются нормальные значения; 36,36% детей имеют напряжение механизмов адаптации; по 9,09% учащихся заканчивают учебный год с неудовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации.
Средние величины показателя моды (Мо), характеризующего гуморальный канал регуляции сердечного ритма у мальчиков 14-16 лет, не занимающихся спортом, и у юных футболистов на протяжении первого и второго года исследования находились в пределах значений, которые классифицируются как состояние нормы.
На второй год исследования наблюдается высокая активность центральных структур управления сердечной деятельностью на фоне высокой активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на высокие резервные возможности организма.